АвиаПорт.Ru
30 октября 2024, 17:53
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Формула успеха для перехода от спада к развитию
Укрупнённо формулу успеха на высококонкурентном рынке газотурбинного двигателестроения Ю. Шмотин охарактеризовал как "рынок – технологии – кадры". По мнению российского делового и научного сообщества, газотурбинные технологии будут актуальны при создании магистральных самолётов на горизонте до 2050 года, несмотря на то что электрические и гибридные силовые установки, по мере совершенствования решений в области накопления энергии, будут увеличивать своё применение в авиации. Создание двигателей следующего поколения должно опираться на новые материалы и технологии, и это является непреложной истиной. Более того, готовность технологий, подтверждение их жизнеспособности в составе двигателя-демонстратора является обязательным условием для быстрого создания новых двигателей.
Кадровая проблема острее всего проявилась в конструкторских подразделениях, именно они в 1990-2000-е годы понесли наибольшие потери как в количестве, так и в качестве работников. В считанные годы численность занятых в двигателестроении сократилась с пиковых 170 тысяч работников до 75 тысяч человек. В конструкторских подразделениях обвал был ещё более ощутимым – с 12 тысяч до 2,5 тысяч работников. При этом сопоставимые потери понесли и отраслевые институты, институты академической науки, задействованные в решении проблем газотурбинного двигателестроения. Сегодня отрасль активно восстанавливает свой кадровый потенциал и динамично развивает производственные площадки, насыщая их современным высокотехнологичным оборудованием, внедряя передовые технологии, осуществляя автоматизацию и информатизацию.
Сейчас ОДК – это 17 крупных производственных предприятий и конструкторских бюро. Корпорация объединяет профессионалов, обладающими компетенциями по всему жизненному циклу изделий – от исследований и проектирования до производства и послепродажного обслуживания. Если говорить о продуктовой линейке, то уже сегодня она включает двигатели для самолётов, вертолётов, малоразмерные двигатели, наземные и морские газотурбинные установки и агрегаты. И по объёму выпуска товарной продукции ОДК уже превысила пиковые показатели, которые были у отрасли в СССР на пике развития – в 1980-е годы.
По словам Ю. Шмотина, сегодня отрасль находится в беспрецедентных условиях освоения новых технологий и материалов и постановки на производство новых изделий. Потребность в новых двигателях, которые пройдут сертификацию в 2024 и 2025 годах, а также были сертифицированы в предыдущие периоды, сформировала масштабную производственную программу. "На самом деле никогда еще такого вызова перед отраслью двигателестроения не было", - констатировал генеральный конструктор ОДК.
Сложность задач, стоящих перед ОДК, определяется не только их масштабностью, но и рядом барьеров, которые необходимо преодолеть. О двух барьерах, технологическом и кадровом, а также о том, как ОДК планирует их "перешагнуть", замглавы корпорации рассказал подробнее.
Рынки и компетенции
Прежде чем говорить о преодолении барьеров, важно оценить рынок в целом и определиться, в каких направлениях следует развивать бизнес. Изучение потенциала рынка газотурбинных двигателей и установок, а также смежных отраслей, позволило ОДК сформировать стратегию, в рамках которой дополнительно к существующим направлениям бизнеса добавятся новые, имеющие потенциал для быстрого роста. Это такие направления как гибридные и электрические силовые установки, поршневые двигатели, микротурбины. Двигатели для гражданской авиации, представленные в продуктовой линейке такими проектами как ПД-8, ПД-14, ПС-90А и двигатель-демонстратор технологий ПД-35, отнесены к зоне быстрого роста, которой уделяется особое внимание. Зоной устойчивости определены двигатели для авиации, двигатели морского применения и двигатели для космических ракет.
Более подробно Ю. Шмотин остановился на таком перспективном направлении как электрические и гибридные силовые установки. По его словам, ОДК совместно с отраслевыми институтами провели исследования, результаты которых показывают: на горизонте до 2050 года газотурбинные двигатели будут безальтернативны для крупных региональных, средне- и дальнемагистральных самолётов, и барьером для внедрения электрических силовых установок будут накопители электроэнергии. При современном уровне развития накопителей энергии электрическая силовая установка для самолёта размерности МС-21-310 потребовала бы установки аккумуляторных батарей массой 170 тонн. В то же время, достигнутый сегодня уровень развития технологий позволяет создавать конкурентоспособные воздушные суда с силовой установкой с показателями 700 кВт на час полёта. Гибридизация силовой установки позволяет существенно увеличить продолжительность полёта, пусть и ценой усложнения конструкции. Однако и в этом случае возможно получение конкурентных преимуществ в сравнении с традиционной силовой установкой.
Также Ю. Шмотин рассказал о планах по диверсификации производства. Речь идёт о том, чтобы, опираясь на освоенные передовые технологии, адаптировать их для смежных отраслей экономики, масштабировать производство и за счёт этого улучшать финансовые показатели корпорации и повышать её устойчивость. "Очень важно, чтобы эти компетенции [аддитивные технологии, выпуск изделий из полимерных композиционных материалов и т.д. – "АвиаПорт"], которые созданы в интересах двигателестроения, находили применение и в других отраслях. Сложный вопрос с точки зрения экономики, поскольку вхождение в авиацию стоит в 10 раз дороже, чем в другие отрасли. Потребуется адаптация технологий под другое применение", - уточнил генеральный конструктор корпорации. Говоря о новых рыночных сегментах, он назвал малоразмерные газотурбинные двигатели, газотурбинные установки большой мощности как на базе ГТД-110, так и на базе новых решений. И, конечно, ОДК рассчитывает наращивать поставки в интересах топливно-энергетического комплекса. Речь идёт не только о производстве газотурбинных двигателей и их пэкиджировании, но и о выпуске турбокомпрессоров, турбогенераторов. В перспективе рассматривается возможность перехода от продажи продукции к продаже услуг.
По мнению заместителя генерального директора ОДК, для устойчивого развития корпорации недостаточно опираться только на внутренний рынок Российской Федерации. Да, в среднесрочной перспективе удовлетворение спроса в сегменте гражданского двигателестроения потребует предельной концентрации ресурсов, однако впоследствии нужно будет осуществлять экспансию и на внешние рынки. При этом, чтобы говорить об экспорте, нужно сначала подтвердить эффективность эксплуатации продукции на внутреннем рынке. Также для обеспечения экспорта важно сфокусировать меры поддержки на обеспечении конкурентоспособности с первых продаж, включая формирование пула подменных двигателей, управление затратами, трудоёмкостью, материалоёмкостью, стоимостью жизненного цикла изделий. Кроме того, для ряда программ характерны всплески и спады спроса, поэтому необходимо иметь горизонт планирования поставок и загрузки мощностей на 10-15 лет вперёд, иначе ритмично загружать производство едва ли возможно.
Мировой рынок постепенно трансформируется: сегодня технологиями создания летательных аппаратов обладает уже более 20 государств, и количество участников этого престижного клуба расширяется. Что же касается разработки и производства авиадвигателей, то пул стран, обладающих соответствующими технологиями, расширяется гораздо медленнее – за минувшее десятилетие в него вступил только Китай. Тем не менее, многие страны стремятся сформировать компетенции в этой области, и поэтому для российских двигателестроителей остаётся открытым окно возможностей по развитию международного сотрудничества. Важно лишь скорректировать вектор, изменить модель продаж. От прямой поставки продукции следует перейти к партнёрским взаимоотношениям с компаниями на тех рынках, где мы хотим быть представлены.
Новые материалы и технологии для новых двигателей
Роль опережающего научно-технического задела в создании новых двигателей генеральный конструктор ОДК определил ёмкой фразой: "Если нет новых материалов, нет новых технологий – невозможно говорить о новых двигателях!" Приоритеты технологического развития в ОДК уже определены, в частности, подготовлена к утверждению Комплексная программа развития технологий авиационного двигателестроения. Для перехода к каждому новому поколению двигателей требуется разработка новых материалов и технологий. К примеру, степень двухконтурности двигателей для гражданской авиации от 3 к 5 поколению увеличилась с 2 до 9. Такой рывок был бы невозможен без освоения соответствующих технологий. Если в третьем поколении использовались лопатки вентилятора с бандажными полками, снижавшими КПД вентилятора, то впоследствии были освоены широкохордные лопатки, а для их облегчения сначала была разработана технология полых лопаток вентилятора, а затем и лопаток из полимерных композиционных материалов. Не меньший прогресс достигнут и по другим узлам.
Как сообщалось ранее, при создании двигателя ПД-14 было разработано 16 критических технологий, разработано 17 новых материалов и три принципиально новых покрытия. Ещё больший объём работ выполняется в рамках создания двигателя-демонстратора технологий ПД-35. Сейчас ведётся разработка по 19 критическим технологиям, "ОДК-Авиадвигатель" инициировал работы по двадцатой технологии – ускоренной доводки двигателей с использованием рентгеноскопии, что позволит на работающем на стенде двигателе проводить замеры зазоров между роторными и статорными деталями, в том числе на переменных режимах, оценивать температуру и напряжённое состояние вращающихся деталей. Также для создания ПД-35 предстоит завершить разработку 13 новых материалов и трёх новых покрытий. Аналогичный набор критических технологий сформирован и осваивается по вертолётным двигателям. Эта работа идёт в тесном взаимодействии ОДК с отраслевыми и академическими институтами, ведущими учебными заведениями. Принципиально важно, подчеркнул Ю. Шмотин, что технологии, которые включены в третий этап программы развития критических технологий, обеспечат создание двигателей следующего поколения, которые должны появиться на рубеже после 2030 года.
Три пути решения кадрового вопроса
Отдельно генеральный конструктор ОДК остановился на путях решения кадрового вопроса. По его словам, сейчас корпорация сконцентрировала усилия на трёх ключевых направлениях. Во-первых, в каждом регионе, где присутствуют крупные предприятия ОДК, создаются Учебно-производственные центры (УПЦ), которые обучают как рабочих этих предприятий, так и взаимодействуют со средними учебными заведениями – училищами, колледжами, техникумами. На выходе из УПЦ выпускники получают от пяти до семи специальностей, причём уровень их знаний и навыков позволяет сразу включаться в работу на предприятиях.
В части базового образования основным направлением является подготовка специалистов в рамках программы "Крылья Ростеха". Особенность проекта в том, что по прошествии шести лет обучения на предприятия приходят специалисты с полным набором знаний, навыков, компетенций. Они владеют необходимым инструментарием для участия в разработке новых изделий. Сегодня в интересах ОДК в восьми вузах проходят обучение более тысячи студентов. Лидер – Московский авиационный институт, чьи опыт и практика масштабируются на другие учебные заведения.
Наконец, большие перспективы имеет проект по созданию Передовых инженерных школ, инициированный Правительством Российской Федерации. Сегодня ОДК выступает индустриальным партнёром девяти высших учебных заведений, в которых реализуется 12 программ подготовки магистров и 20 программ дополнительного профессионального образования. Создано 24 образовательных пространства. В рамках проекта ОДК совместно с вузами выращивает команды, способные выполнять работы с применением новых инструментов и решать новые технологические задачи.
Сегодня ОДК прорабатывает пути своего развития до 2050 года, это гораздо дальше, чем во многих других отраслях. Но такой далёкий взгляд – насущная необходимость. "Двигатели имеют наибольший цикл разработки и в наибольшей степени нуждаются в долгосрочном стратегическом планировании", - напомнил Ю. Шмотин. Именно поэтому двигателестроению необходимо уделять повышенное внимание в рамках государственной промышленной политики, заключил он.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Поздно вечером вертолет санавиации совершил вылет из Пензы в Никольск к пациенту
Декабрь 20, 2024
В Приамурье работает три федеральные программы субсидирования авиаперевозок