О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Надежные крылья ядерной триады

23 декабря исполнилось 110 лет со дня образования дальней авиации Военно-воздушных сил России

Дальняя авиация ВВС как компонент Стратегических ядерных сил регулярно расширяет географию присутствия. Осуществляя воздушное патрулирование в разных регионах мира, она способна оперативно реагировать на вызовы и угрозы безопасности нашей страны. Сейчас в интересах модернизации летного парка ведется активная разработка и внедрение новых авиационных двигателей. Об этом и многом другом в интервью газете "Красная звезда" рассказал командующий дальней авиацией генерал-майор Сергей КУВАЛДИН.

- Сергей Геннадьевич, дальняя авиация имеет долгую летопись развития. Что она представляет собой сегодня?

- Дальняя авиация - объединение Военно-воздушных сил, которое входит в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Организационно она состоит из тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий, Центра боевого применения и переучивания летного состава, отдельного авиационного полка самолетов-заправщиков, отдельных авиационных полков особого назначения, авиационных комендатур, частей радиотехнического, тылового и специального обеспечения, подразделений и частей связи.

Безусловно, в первую очередь особенность дальней авиации и ее отличие от других родов авиации состоит в том, что она является воздушным компонентом стратегических ядерных сил. Область выполнения задач дальней авиацией - практически весь земной шар - это полеты в различных физико-географических условиях над акваторией Мирового океана и в разных регионах мира. В настоящий момент на вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, авиационный ракетный комплекс МиГ-31И, дальние бомбардировщики Ту-22МЗ, самолеты-заправщики Ил-78, учебные и транспортные самолеты различных модификаций.

- Каких результатов удалось достичь в 2024 году? В каких мероприятиях принимали участие экипажи дальней авиации?

- Год для личного состава дальней авиации характеризовался интенсивной летной работой, регулярным применением авиационных средств поражения в рамках СВО, большим количеством тактических мероприятий, в том числе связанных с отработкой совместных действий соединений и воинских частей объединения с другими видами и родами войск Вооруженных Сил.

Все задачи боевой подготовки, поставленные главнокомандующим Воздушно-космическими силами, командующим Военно-воздушными силами соединениям и воинским частям дальней авиации на 2024 учебный год, выполнены в полном объеме.

Со всеми соединениями, частями и подразделениями дальней авиации в 2024 учебном году проведены командно-штабные и летно-тактические, а с частями и подразделениями обеспечения - тактико-специальные учения.

Кроме того, личный состав объединения в течение года принимал участие в мероприятиях оперативной и боевой подготовки по плану вышестоящих органов военного управления.

Наиболее значимые из них - СКШУ "Океан-2024", тренировка по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации под руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, а также учения по специальным видам обеспечения.

В 2024 учебном году продолжалась подготовка летных экипажей, в том числе по наиболее сложным видам - полетам на дозаправку топливом в воздухе, строем, при метео¬минимуме погоды.

Экипажи дальней авиации налетали свыше 20 тысяч часов. Средний налет на экипаж составил более 100 часов.

Одна из наиболее важных задач дальней авиации в мирное время - выполнение полетов по плану стратегического сдерживания. В их динамике экипажи регулярно выполняли полеты на воздушное патрулирование в акваториях Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого океанов, Черного, Норвежского, Балтийского, Северного, Японского, Желтого и Восточно-Китайского морей.

Модернизированные самолеты получают новые перспективные спутниковые, инерциальные и астроинерциальные системы навигации, средства радиоэлектронной борьбы и связи, бортовые комплексы обороны

- В СМИ широкое освещение получила информация об очередных совместных патрулированиях ВВС России и Китая. Расскажите подробнее об этом.

- Более пяти лет назад в Азиатско-Тихоокеанском регионе было проведено первое совместное воздушное патрулирование экипажами дальней авиации России и ВВС НОАК, ставшее началом важного этапа военного сотрудничества между Россией и Китаем. С этого периода совместные полеты с ВВС НОАК выполняются ежегодно на постоянной основе.

В этом году впервые выполнен совместный полет стратегических ракетоносцев ВКС России и ВВС НОАК к берегам Аляски с посадкой самолетов Н-6К ВВС НОАК на российском северном аэродроме Анадырь. В ноябре выполнены полеты на совместное воздушное патрулирование в северной части Тихого океана, Восточно-Китайском, Желтом и Японском морях с посадкой наших ракетоносцев на китайском аэродроме Нанкин. Все полеты выполнены в строгом соответствии с международными правилами полетов.

- Какие еще регионы были задействованы при выполнении задач воздушного патрулирования?

- Дальняя авиация регулярно расширяет географию присутствия. Стратегические ракетоносцы совершали полеты в Венесуэлу, Индонезию, Китай, Никарагуа, Южно-Африканскую Республику и другие страны. Кроме того, экипажами дальней авиации регулярно в рамках боевой подготовки выполняются полеты в полярных широтах, в нейтральных водах установленных районов патрулирования в Тихом и Атлантическом океанах, Средиземном море и акваториях прилегающих к территории России морей.

Стоит сказать, что полеты на воздушное патрулирование - одни из самых сложных, поэтому их выполняют наиболее подготовленные экипажи. Вместе с тем к этой работе активно привлекается и молодой летный состав.

При подготовке к выполнению таких задач личный состав изучает действия в различных физико-географических и климатических условиях, особенности подготовки и обслуживания авиационной и специальной техники, а также совершенствует свои военно-медицинские и физические навыки.

Непосредственно перед полетом рассматриваются и отрабатываются все особенности предстоящей работы, проводится большое количество обеспечивающих мероприятий. В целом глубокая проработка всех аспектов деятельности и тщательная подготовка - это залог успешного решения любой задачи.

- Мы нередко слышим о сопровождении нашей авиацией самолетов НАТО вблизи границ России. А как часто российские самолеты, выполняющие полеты в нейтральных водах, вступают в визуальный контакт с истребителями зарубежных государств и как в таких ситуациях действуют наши пилоты?

- Визуальный контакт происходит постоянно. Это нормальная общемировая практика - сопровождать самолеты иностранных государств на определенном участке маршрута. Иностранные летчики подходят к нашим самолетам, опознают их государственную принадлежность, тип, сопровождают на безопасном расстоянии и потом отходят, убедившись, что мы выполняем полет строго в соответствии с международными правилами над нейтральными водами.

Такой механизм используется всеми странами и рассматривается как тренировка экипажей в обнаружении самолетов в воздушном пространстве и наземных пунктов управления в наведении самолетов на воздушные цели. В большинстве случаев взаимодействие в воздухе ведется корректно с обеих сторон. Конечно, как и везде, есть исключения - воздушные хулиганы или просто слишком любопытные летчики, которые подходят очень близко, делают селфи на нашем фоне. К таким относимся очень внимательно и предельно осторожно.

Но вообще у летчиков дальней авиации очень крепкие нервы и большой опыт общения с такими "гостями" по всему миру. Кроме того, все полеты дальней авиации выполняются с сопровождением наших истребителей.

Важно отметить, что наши экипажи всегда выполняют полеты в нейтральных водах только по запланированным и согласованным маршрутам. В практике полетов дальней авиации в нейтральных водах еще ни разу не было случаев нарушения государственной границы какого-либо государства. На самолетах дальней авиации установлено современное навигационное оборудование и средства объективного контроля, которые позволяют выполнять полет с высокой точностью и определять любые отклонения в режиме полета.

- Несколько слов об опыте участия дальней авиации в специальной военной операции…

- Да, как и все рода авиации, дальняя авиация принимает активное участие в специальной военной операции. Полеты выполняются регулярно и при любых погодных условиях. Наши экипажи достойно показали себя в боевой работе, все поставленные задачи выполнены качественно. Полученный опыт постоянно анализируется, совершенствуется и внедряется в планы боевой подготовки. Отрабатываются новые тактические приемы применения авиационных комплексов с привлечением максимального количества летных экипажей, в том числе и молодых. Многие из недавних выпускников училищ уже выполняют боевые задачи в составе экипажей.

- Расскажите, как происходит адаптация выпускников летных училищ после прибытия в строевые части.

- Наиболее важной и сложной задачей в организации боевой подготовки является ввод в строй и воспитание молодого летного состава, прибывающего из авиационных училищ.

Молодые летчики и штурманы после окончания Краснодарского ВВАУЛ и Челябинского ВВАУШ прибывают в строевые части дальней авиации. За каждым из них закрепляется опытный инструктор, который помогает в становлении в должности. Также офицеры направляются в Центр боевого применения и переучивания летного состава, где теоретически переучиваются на боевую авиационную технику, на которой им предстоит летать в строевых частях.

После окончания теоретического переучивания и прибытия в часть молодые летчики и штурманы сдают зачеты и допускаются к выполнению полетов в составе штатных экипажей на боевых самолетах. В процессе становления и практического выполнения полетов с молодыми летчиками и штурманами проводятся теоретические и практические занятия. В их числе интенсивная подготовка на тренажерах и в кабинах самолетов в составе летного экипажа, отработка порядка выполнения полетных заданий, а также действия в особых ситуациях в полете и при вынужденном покидании воздушного судна.

Повышение квалификации (квалификационных разрядов) летного состава производится по утвержденным программам и упражнениям в соответствии с квалификационными требованиями на базе строевых частей и учебных авиационных эскадрилий Центра боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации.

- Как проходит модернизация самолетного парка дальней авиации?

- Технический прогресс не стоит на месте, естественно, что передовые технологии внедряются и в военное дело. Авиация всегда была высокотехнологичным средством вооруженной борьбы и стоит на пике технического развития. Модернизацию парка дальней авиации диктуют возросшие требования и изменившиеся подходы к ведению боевых действий. Модернизированные самолеты получают новые перспективные спутниковые, инерциальные и астроинерциальные системы навигации, средства радио-электронной борьбы и связи, бортовые комплексы обороны.

Ведется активная работа по разработке и внедрению новых авиационных двигателей. По оценкам специалистов, программа модернизации позволит повысить боевую эффективность существующих авиационных комплексов в 2-2,5 раза при значительном снижении затрат на их эксплуатацию.

Поставки авиационной техники осуществляются в соответствии с утвержденным планом-графиком, согласованным с промышленностью и регламентированы гособоронзаказом. 2025 год не будет исключением, мы ожидаем плановые поставки авиационной техники.

- Сергей Геннадьевич, расскажите о задачах, стоящих перед дальней авиацией в 2025 году.

- Если говорить о задачах дальней авиации, то прежде всего это участие в специальной военной операции. В целом эффективность применения дальней авиации достигается обеспечением требуемого уровня подготовки органов управления соединений, частей объединения, летных экипажей, личного состава всех категорий к выполнению боевых задач в различных условиях обстановки, а также поддержанием требуемого уровня исправности авиационной техники.

К числу наиболее важных задач относятся и выполнение полетов по плану стратегического сдерживания в назначенных районах и акватории Мирового океана, продолжение подготовки к совместному выполнению задач на различных театрах военных действий с другими видами и родами войск, осуществление поэтапной подготовки органов управления и войск к мероприятиям по плану вышестоящих органов военного управления, планируемых к проведению в 2025 учебном году, и многие другие.

И конечно, в 2025 году личный состав дальней авиации будет осваивать поступающие современные образцы вооружения, военной и специальной техники, совершенствовать умения и навыки их боевого применения.

- Что бы вы хотели пожелать своим подчиненным - личному составу дальней авиации в день ее рождения?

- День дальней авиации - это профессиональный праздник военнослужащих и ветеранов дальней авиации.

В этот знаменательный день всех их поздравляю и хочу пожелать личному составу, нашим семьям, близким и ветеранам дальней авиации крепкого здоровья, оптимизма, уверенности, успешного достижения всех поставленных временем задач, высоких полетов, чистого неба, безаварийной летной работы и победы.

Девиз дальней авиации - "Мастерство, отвага, достоинство, честь!". Желаю всегда и во всех ситуациях соответствовать каждому слову нашего девиза, всегда стремиться к совершенству, повышать свое мастерство на благо и во славу нашей великой Родины!

Фото: "Красная звезда"
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка