О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

О летчике из Хакасии Серафиме Урыбине и боях в небе Восточной Пруссии

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьей о летчике ВВС Краснознаменного Балтийского Флота Серафиме Урыбине.

Вот ее содержание:

"27 января 2024 года исполнилось 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Тема обороны и блокады Ленинграда на сегодняшний день остается малоизученной темой в военной истории Хакасии периода Великой Отечественной войны, а также малоизученной остается тема участия воинов, принявших участие в боевых действиях на фронтах войны, призванных из Хакасской автономной области.

Одним из участников освобождения Карельского перешейка под Ленинградом в июне 1944 года стал наш земляк летчик 35-го штурмового полка Краснознаменного Балтийского флота Серафим Федорович Урыбин. Между тем этот летчик стал известен на Балтике и в небе над Восточной Пруссией, где на самолете "Ил-2" наносил бомбоштурмовые удары по противнику в 1944-1945-х годах.

Из биографии Серафима Федоровича Урыбина известно, что родился он в 1910 году в с. Синявино Абаканской инородной управы. В 1919 году умер отец, и для подростка наступило трудное детство, которое было связно со скитанием по городам и селам Сибири.

В 1929 году Урыбин начал свою трудовую деятельность рабочим на лесозаготовке в совхозе "Учум" в Ужурском районе Красноярского края. В 1930 году он работал секретарем в Синявино Усть-Абаканского района.

В 1931 году Серафим Федорович переехал в Абакан, где работал участковым инспектором в Областном управлении милиции. И 1931-1932-е годы он участвовал в ликвидации банд на Тувинском тракте и на золотых приисках Хакасии.

В октябре 1932 году Урыбин был призван в ряды РККА и два года прослужил в Дальневосточном Военном округе помощником командира взвода на пограничной заставе. После демобилизации в апреле 1936 года он возвратился в Абакан и работал в Хакасском областном потребсоюзе.

В августе 1936 года он был вновь призван в РККА и направлен в 13-й авиаполк помощником начальника парашютно-десантной службы. Здесь он освоил самолеты "У-2", "Р-5". Затем он окончил школу летчиков в Чите и был направлен работать летчиком-инструктором в аэропорт Улан-Удэ.

Начало Великой Отечественной войны Урыбин застал в Бурятии. В феврале 1942 года он был назначен начальником отряда Черногорского аэроклуба. Урыбин пишет рапорт с просьбой о направлении его на фронт. После чего он был отправлен в летнюю часть в Новую Ладогу Ленинградской области, а затем в Москву в распоряжение ВВС ВМФ.

С августа 1943 года Урыбин летчик-инструктор в 3-м учебном полку морских летчиков в Сарапуле. 14 февраля 1944 года его направляют на высшие офицерские курсы в Моздок в Осетинскую АССР.

2 июня 1944 года летчик Урыбин получил назначение в 35-й штурмовой авиационный полк 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС ВМФ.

35-й Штурмовой Авиационный Полк ВВС КБФ был образован Приказом Наркома ВМФ СССР № 01089 от 24 ноября 1942 года при Военно-Морском Авиационном Училище им. Леваневского в г. Безенчук Куйбышевской области. Состав летного полка состоял из числа курсантов училища им. Леваневского. К февралю 1943 года были закончены тренировочные полеты и полк перелетел на аэродром Богослово Новгородской области. Кроме типовых задач полк выполняла работу по обеспечению выхода подводных лодок КБФ в море, выполняя вылеты против сил ПЛО противника и дозорных кораблей.

К середине июня 1943 года 35-й ШАП был готов к боевым действиям и 17 июня 1943 года полк перелетел на аэродром Каменка Ленинградской области.

22 июня 1943 года 35-й ШАП получил первое боевое задание: нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому противника Городец в Новгородской области.

В феврале 1944 года - 35-й полк ШАП вел боевые действия в районе Нарвы и Балтийского моря.

16 мая 1944 года 35-й ШАП участвовала в операции по разгрому кораблей в Нарвском заливе.

26 мая 1944 года 35-й ШАП перелетел на аэродром Керстово. Задачи авиационного полка в этот период состояли: в уничтожении противника, нанесение бомбоштурмовых ударов по кораблям в Нарвском, Финском и Выборгском заливах и на Чудском озере.

В июне 1944 года 35-й ШАП принял участие в "Выборгской наступательной операции" (10 июня-20 июня 1944 года) по освобождению северной части Ленинградского фронта и восстановлению государственной границы с Финляндией. За участие в операции 20 июля 1944 года лейтенант С. Ф. Урыбин был награжден первым орденом Красного Знамени. За период с 14 июня по 27 июня 1944 года он произвел 13 успешных боевых вылетов на бомбоштурмовые удары по кораблям противника в Финском заливе. Удалось потопить 2 БДБ, 1 мотошхуну, 1 тральщик, 1 сторожевой корабль и повредить 2 СКА, 2 БДБ, 1 сторожевой катер.

В наградной характеристике говорилось:
"Товарищ Урыбин тактически грамотно водит свое звено на бомбоштурмовые удары. Смело и решительно атакует цель. Одновременно применяет грамотный противозенитный маневр и свою группу приводит без потерь".

Следующий орден Красного Знамени лейтенант С. Ф. Урыбин был награжден 19 августа 1944 года за период боевых действий с 14 июня по 31 июля 1944 года, где произвел 36 успешных боевых вылетов на бамбоштурмовые удары по живой силе, технике в районе Нарвы по кораблям противника в Финском заливе и Чудском озере. За данный период группой самолетов в составе которых действовал Урыбин: потоплено 1 транспорт, 2 СКА, 1 БДБ, повреждено: 6 СКР, 2 БДБ, уничтожено 2 артбатареи, 2 орудия, 3 склада с боеприпасами, 11 точек МЗА, до 150 солдат и офицеров, подавлен огонь 1 артбатареи и вызвано 3 очага пожара.

В Август-сентябрь 1944 года - 35-й ШАП занимался уничтожением противника в Финском заливе. Наносил бомбоштурмовые удары по Тарту-Нарвскому направлению, Чудскому озеру. После освобождения Нарвы полк увеличивает радиус действия, подвешивая дополнительные топливные баки - цель Таллинн.

30 сентября 1944 года после взятия нашими войсками Раквере - Таллин - Тарту и Пярну, 35-й авиационный полк перебазируется на аэродром Пярну (Эстония) для участия в боях за Моонзундский архипелаг в Финском заливе.

1 ноября 1944 года Урыбин получил третий орден Красного Знамени за период боевых действий с 14 июня по 20 октября 1944 года совершив 58 успешных боевых вылетов на бомбоштурмовые удары по живой силе и технике противника по островам Выборгского залива, а также по кораблям противника в Финском заливе и Чудском озеро. За данный период группой самолетов в составе которых действовал Урыбин: разрушено 5 землянок, подавлен огонь 10 автоматных точек и уничтожено до 80 солдат и офицеров противника, потоплено 3 СДБ, 1 БДБ, повреждено 3 СКА, 3 СКР, 2 СДБ, 1 баржа и 2 НСУ.

14 декабря 1944 года 35-й ШАП перелетел на остров Эзель, аэродром Кагул, где и находился в течение трех месяцев. Задачами полка в этот период являются разведка Балтийского моря, поиск подводных лодок и их уничтожение.

С 13 января по 25 апреля 1945 года 35-й ШАП в составе 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта принял участие в "Восточно-Прусской наступательной операции". Главной целью операции являлось отсечение восточно-прусской группировки от главных вооруженных сил Германии, рассечение на части и последовательное ее уничтожение. В ходе операции советские войска прорвали немецкую оборону, вышли к Балтийскому морю, ликвидировали основные силы противника, заняли Восточную Пруссию и освободили северную Польшу.

На 1945 год в Восточной Пруссии противник имел сильно укрепленную оборону и большое количество танков, поэтому в наступательной операции большую роль отводили авиации. Советским войскам на данном направлении противостояла немецкая группа армий "Центр", которую поддерживал 6-й воздушный флот, имевший в своем составе 775 самолетов. На своей территории в Восточной Пруссии немцы имели хорошо подготовленную аэродромную сеть, обеспечивающую маневр авиации.

Группировка советской авиации в Восточной Пруссии состояла из 1-й воздушной армии (3-го Белорусского фронта) и 4-й воздушной армии (2-го Белорусского фронта), 3-й воздушной армии (1-го Прибалтийского фронта) и 18-й воздушной армии.

15 января 1945 года утром в течение трех часов 1-я и 3-я воздушные армии силами 1320 самолетов нанесли несколько бомбоштурмовых ударов по основным узлам сопротивления и опорным пунктам немецких войск в Восточной Пруссии. Советские войска, используя результаты авиационных ударов, продвинулись до 10 км и завершили прорыв главной полосы обороны противника.

16 января 1945 года бомбардировщики 1-й и 3-й воздушных армий нанесли бомбоштурмовые удары по опорным пунктам второй полосы обороны немцев. Это обеспечило разрушение основных оборонительных сооружений и ввод в сражение 2-го гвардейского танкового корпуса. Через три часа 284 бомбардировщика нанесли удар по опорным пунктам немецких войск, расположенным на третьей полосе обороны.

18 января войска 3-го Белорусского фронта при содействии авиации взломали оборону немцев на фронте до 65 км и продвинулись в глубину до 20-30 км, создав условия для ввода в сражение основных сил второго эшелона фронта.

В результате действий армии и авиации 3-го и 2-го Белорусских фронтов восточно-прусская группировка немцев понесла большие потери и была рассечена на три части. Советские войска овладели значительной частью Земландского полуострова, обошли Кенигсберг и вышли к Хайльсбергскому укрепленному району.

Авиация 1-й воздушной армии нанесла ряд ударов по кораблям и транспортам в порту Розенберг, а авиация 3-й воздушной армии по военно-морской базе Пиллау, уничтожив транспорт и корабли в портах и в море.

С 13 по 27 марта 1945 года 1-я, 3-я, 4-я, 15-я, 18-я воздушные армии общим количество около 2400 самолетов участвовали в бомбоштурмовых ударах по Кенигсбергу - столице Восточной Пруссии. 10 апреля 1945 года немецкие войска прекратили сопротивление в городе и гарнизон Кенигсберга капитулировал.

С 12 по 25 апреля 1945 года 35-й штурмовой авиационный полк наносил бомбоштурмовые удары по кораблям противника и порту Хель. 24 апреля 1945 года полк получает задание на поддержку десантной операции в Пиллау (Балтийск).

27 апреля 1945 года последний подвиг на войне совершил заместитель командира первой эскадрильи старший лейтенант С. Ф. Урыбин. Во главе шестерки самолетов "ИЛ-2" он разбомбил вражеский транспорт с живой силой и военной техникой в Данцигской бухте в Восточной Пруссии.

Военный историк А. Панфилов писал:
"В этот день фашисты перебрасывали живую силу и боевую технику в район мыса Хель. При подлете к вражеским транспортам, последние, встретили наших штурмовиков массированным зенитным огнем. Первым бросился в атаку на вражеский транспорт противника ведущий Урыбин. Чтобы ударить наверняка, он пикирует и, снизившись на 150 м, обстреливает транспорт пушечно-пулеметным огнем. Но в этот момент вражеский снаряд попадает в мотор. Однако, не взирая, на это, Урыбин не выходит из атаки и сбрасывает на транспорт две бомбы. При выходе из атаки второй снаряд противника отбивает у самолета колпак, третий снаряд попадает в заднюю часть самолета".

На поврежденном самолете Урыбин дотянул до берега, во время посадки хвост самолета оторвался, а машина перевернулась. Летчик был ранен в голову и руку, был доставлен в госпиталь. После излечения в госпитале он получил отпуск и поехал в родную Хакасию, где жили его мать и брат. За этот воздушный бой в небе Восточной Пруссии летчик получил четвертый орден Красного Знамени, который был вручен Урыбину 17 мая 1945 года.

В 1945 году 35-й ШАП перебазировался на польские аэродромы, где и встретила День Победы. Последние боевые вылеты на войне летчики ВВС КБФ совершили 8 Мая 1945 года, получив приказ на бомбоштурмовые удары по портам Рене и Нексе на датском острове Борнхольм.

После окончания Великой Отечественной войны старший лейтенант С. Ф. Урыбин продолжил службу в ВВС. И позднее он был награжден медалью "За победу над Германией (1946), медалью "За взятие Кенигсберга" (1946), медалью "За боевые заслуги" (1950), орденом "Красной Звезды" (1954). Закончил военную службу С. Ф. Урыбин в звании майора".
Авторские права на данный материал принадлежат «ИА "Хакасия"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка