О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пересборка нацпроекта, федеральный закон и амбициозный маршрут для БВС: итоги форума АЭРОНЕКСТ 2024

Национальный проект "БАС" и входящие в него федеральные проекты должны быть пересобраны на принципе экономической обоснованности всех мероприятий, а регулирование беспилотной авиации выделено в отдельный нормативный акт.

Текущее состояние развития отрасли беспилотной авиации и необходимые меры для ускорения темпов ее роста стали главными предметами обсуждения ежегодного отраслевого форума по развитию беспилотной авиации "АЭРОНЕКСТ 2024".

Как было отмечено выступавшими, гражданский сегмент беспилотной авиации начал свое зарождение в середине 2000 годов и скоро сможет отпраздновать 20-летие.

За это время гражданская беспилотная авиация обратила на себя внимание малого, среднего и даже самого крупного бизнеса во всех областях и видах экономической деятельности, как удобный и точный инструмент получения цифровых геопространственных данных, как инструмент точного земледелия, как неприхотливое средство доставки срочных грузов там, где уже тяжело курьеру, где невозможно или долго ехать автомобилю, дорого использовать пилотируемое ВС для небольшого груза в электронной коммерции, промышленной логистике и т.д.

Темпы роста российского рынка беспилотников и услуг неравномерны по годам, но, тем не менее, всегда имели положительное значение.

Однако, в 2024 году собранная статистика показывает значительный спад гражданского сегмента рынка, хотя общий объем выручки компаний гражданского сегмента вырос за счет производства продукции для задач обороны страны.

Парадоксально, но при снижении объемов выполненных работ с применением БАС, выросло число официально зарегистрированных Госкорпорацией по ОрВД полетов БВС со 105 тысяч в 2023 году до почти 137 тысяч в 2024.

Можно предположить, что увеличение числа полетов является следствием совершенствования и развития функциональности системы СППИ, что мотивирует пользователей воздушного пространства, включая физических лиц, подавать заявку и выполнять полеты легально.

И тем не менее, как отметил в своем выступлении генеральный директор Ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев, гражданский рынок в 10 раз меньше объемов производства БАС для задач обороны страны и необходимо ускорять рост рынка для избегания социальных и производственных проблем после окончания СВО.

Пересборка

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Шпак убежден, национальный проект требуется пересмотреть с новым подходом.

По мнению замминистра необходимо решать конкретные отраслевые задачи с необходимой экономической эффективностью при помощи беспилотных авиационных систем, а не просто "производить беспилотники". Сначала надо определить сценарий использования. Потом промоделировать эти сценарии, с точки зрения экономической эффективности в отраслевом применении и лишь потом что-либо финансировать и создавать.

С позицией Минпромторга согласен и Президент Ассоциации "Аэронекст", исполнительный директор АО НПП "Радар ммс" Иван Анцев.

По его мнению, экономическая эффективность вложений - это главный критерий, который должен применяться ко всем мероприятиям, финансируемым из средств федерального или региональных бюджетов в рамках национального проекта, включая обоснованность разработки различных программ подготовки кадров, развитие инфраструктуры и даже меры и средства обеспечения безопасности.

Отдельные направления и мероприятия, по мнению участников форума, в текущем национальном проекте не подкреплены соответствующей аналитикой и могут оказаться неэффективными с точки зрения экономической отдачи от затраченных средств.

Василий Шпак также отметил, что при пересборке нацпроекта, очевидно, будут скорректированы и целевые показатели федеральных проектов.

Истинными показателями стагнации или развития отрасли являются не штуки проданных госкомпаниям за бюджетные же деньги БАС и не число обученных за бюджетные средства специалистов, а экономические показатели не субсидированной государством, т.е. реальной рыночной выручки предприятий.

Предлагаемую структурную модель национального проекта версии 2.0 наглядно продемонстрировал Директор по проектной деятельности НТИ Александр Мальков.

По мнению эксперта сейчас большинство мероприятий и показателей различных федеральных проектов в структуре нацпроекта "БАС" не имеют взаимоувязанной логики, и потому их реализация может не принести ожидаемых эффектов развития.

Например, разрыв между планируемыми к созданию перспективными технологиями и реальными потребностями индустрии, несоответствие компетентностных запросов работодателей к работникам и программ подготовки, реализуемых образовательными организациями.

Предлагаемая новая структура Нацпроекта 2.0 направлена на установление четких связей с обоснованием взаимных эффектов на расширении производства и применения БАС от реализации конкретных кадровых, инфраструктурных, технологических мероприятий и мер поддержки.

Также запланированы три новых федеральных проекта по самым "слабым" направлениям текущего нацпроекта: Безопасность, Инфраструктура, Экспорт.

Регуляторный домен

Важнейшим условием ускорения темпа развития рынка и условием эффективности государственного финансирования является быстрое и качественное совершенствование законодательства.

Однако сегодня состояние и темп развития законодательства является еще более серьезным барьером на пути развития отрасли БАС чем санкции.

Так и не утверждена решением Правительства разработанная в 2023 году по поручению Белоусова дорожная карта по совершенствованию законодательства в рамках механизма трансформации делового климата.

Дорожная карта по законодательству, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 03.04.2018 №576р исполнена лишь в формальных отчетах, фактически же основные цели регулирования не достигнуты.

"Регулирование традиционной авиационной деятельности осуществляется в подведомственности двух ФОИВ - Минпромторга и Минтранса России. Каждое направление регулирования в воздушном законодательстве, каждая норма законах и подзаконных актах не изолированы, а тесно взаимозависимы. Мы же постоянно решаем отдельные задачи лоскутным способом, а фактически строим отрасль без регулирования" - заявил Бабинцев.

Руководитель Аэронекст предложил обратить внимание на опыт других стран, рынок БАС которых растет с темпом 60-90 процентов ежегодно.

Лидерами роста в части БАС являются Индия и Китай, которые пошли путем создания отдельного регуляторного домена для отработки НПА с целью последующей (2030 и позже) имплементации успешных норм в общее регулирование.

Подобный подход уже обсуждался на форуме АЭРОНЕКСТ 2022, а также в мае 2024 года в Государственной Думе.

Бабинцев предложил перейти от обсуждений к реализации нормативного акта для БАС в Российской Федерации через создание специально федерального закона для БАС или акта Правительства в рамках серийного ЭПР, действующего сразу на всей территории страны.

С возможностью разработки и внедрения такой программы экспериментального правового режима согласился Директор Департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России Владимир Волошин.

По его словам подобный опыт в Российской Федерации уже имеется на примере ЭПР по телемедицинским технологиям.

Кроме того, внедрены несколько крупных ЭПР, распространяющихся сразу на несколько регионов.

О готовности начать проработку вопроса федерального закона сообщил руководитель подгруппы по БАС межфракционной рабочей группы по развитию малой авиации, Первый заместитель руководителя фракции "Справедливая Россия - За Правду" Дмитрий Гусев.

Он предложил уже в январе 2025 года собрать все предложения для подготовки плана мероприятий по разработке такого федерального закона и, при необходимости, других нормативных актов в целях создания сбалансированного регулирования БАС.

Амбиция 2028

Большой интерес участников форума вызвал доклад об итогах технологического конкурса Аэрологистика, который в течение 3 лет готовили и проводили оператор конкурса - Фонд НТИ и субоператор - Ассоциация "Аэронекст".

В ходе двухлетних испытаний участники поэтапно приближались к преодолению сложнейшего комплексного технологического барьера.

Апогеем финального испытания стала задача автоматического уклонения БВС от встречного, галсирующего на маршруте с заранее не прогнозируемой точкой встречи.

Результаты конкурса Аэрологистика превзошли ожидания организаторов и могут по праву считаться прорывным мировым достижением!

Фактически, БВС участников многократно и автоматически уклонялись от имитатора пилотируемого ВС, передающего текущие координаты, но не передающего траекторию полета (полетное намерение).

По мнению руководителя Аэронекст, организаторы достигли всех целей конкурса и даже больше, но это лишь треть того, что еще предстоит для полноценного и масштабного запуска регулярной и бесшовной перевозки грузов на БВС.

"Теперь у нас есть амбиция запустить регулярный маршрут Москва - Санкт-Петербург, на котором будет работать группа БВС различных типов и эксплуатантов без введения ограничений на использование воздушного пространства. Если удастся стартовать следующий этап конкурса Аэрологистика, то эта амбиция будет реализована в 2028 году!" - заявил Бабинцев.

По его словам, Россия может потерять лидирующие позиции в беспилотной авиации, если мы будем ждать до 2035 года завершения НИР, предусмотренных концепцией по интеграции, или 2030 года, с которого планируется оснащать все БВС средствами автоматического предотвращения столкновений.

Участники форума отметили, что запуск регулярных перевозок грузов на маршруте Москва - Санкт-Петербург с созданием площадок в Твери и Великом Новгороде очень амбициозный проект.

Чтобы реализовать такое придется решить все технологические и процедурные вопросы, связанные с защитой от атак вражеских беспилотников, безопасностью объектов на земле при возможных отказах БВС и уклонением от столкновений БВС и ПВС в воздухе.

Однако, успех проекта будет означать эру бесшовных и безопасных полетов БВС на территории всей страны и даже за ее пределами.

О том каким будет бесшовное цифровое небо будущего, рассказал Заместитель директора направления по обеспечению технологического суверенитета АНО "Платформа НТИ" Роман Мешков.

"Именно так мы и понимаем бесшовность - возможность свободного перемещения беспилотных и пилотируемых по всем классам воздушного пространства без переоснащения и прохождения сложных процедур" - пояснил Мешков.

Форум состоялся 5 декабря 2024 года при поддержке Генерального партнера - АО НПП "Радар ммс", Фонда НТИ и Минобрнауки РФ.

В рамках форума также состоялась выставочная экспозиция с продукцией предприятий индустрии беспилотных авиационных систем, в рамках которой участники моли обсудить существующие и будущие рыночные ниши для беспилотной техники и услуг, наладить новые хозяйственные связи.

Всего участие в форуме приняли более 300 гостей из различных регионов Российской Федерации.

Фотоотчет и материалы докладчиков можно найти на сайте Ассоциации "Аэронекст".
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка