ХабИнфо
21 ноября 2024, 08:45
Первым делом - самолеты… А что у нас с аэродромами?
Почему растягиваются сроки капремонта аэродромов?
Здравствуй снова, Чегдомын!
В советское время из угольной столицы края можно было улететь в Благовещенск, Владивосток, Комсомольск, Софийск, Шмаковку, о чем свидетельствуют газетные объявления тех лет. Из местного аэропорта улетали Ил-14, Як-40 и другие вместительные самолеты.
Сегодня от советской разветвленной маршрутной сети осталось только авиасообщение с Хабаровском, из которого курсирует 15-17-местный самолет L-410. Да и летает он лишь в холода. Весной грунтовая взлетно-посадочная полоса из-за особенностей местной суглинистой почвы размокает, и полеты приостанавливаются до начала ноября, наступления холодов.
Так продолжалось 27 лет, пока глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов не инициировал реконструкцию полосы. Начать ее местные власти хотели еще в прошлом году. Но из-за подготовки проекта, переговоров о финансировании с якорным инвестором - угольной компанией "СУЭК" - пожелание пришлось "сдвинуть вправо", как любят у нас теперь говорить.
Весной 2024-го работа закипела. Пришлось сделать выемку всего глинистого грунта на полосе. Из-за неверных расчетов в проекте пришлось перелопатить больше изначально запланированного объема: копать глубже, а вывозить грунта больше. И взамен доставлять на площадку возросшие объемы. К ноябрю подрядчик полностью заменил грунтовое основание, укрепив его специальным составом, а также удлинил полосу до 1300 метров. Сообщалось, что на это потратили свыше 200 миллионов рублей.
В следующем году предстоит второй этап реконструкции: обустройство бетонного покрытия полосы и увеличение ее длины - до 1650 метров. Тогда аэропорт сможет принимать более вместительные самолеты, как в былые времена. Но это в случае дальнейшего финансирования, в чем совсем нет уверенности...
Только вертолетом
В нашем крае аэродромы с твердым покрытием можно пересчитать по пальцам. Помимо краевого столичного аэропорта они есть в Николаевске, Совгавани, Комсомольске и Богородском. Особняком стоит Охотск. В остальных местах полосы грунтовые - в Нелькане, Аяне, Херпучах, Чумикане и других. После продолжительных ливней они раскисают, приходится выжидать по несколько дней, пока просохнут. А во многих поселениях и вовсе есть только вертолетные площадки.
Как реконструкция аэродромной инфраструктуры растягивается на долгие годы, хорошо видно на примере Богородского. Здесь бетонные плиты начали укладывать еще в… 2003 году. Тогда в аэропорту появились перрон с искусственным покрытием и бетонная взлетно-посадочная полоса в тысячу метров. Только спустя десять лет ее удалось удлинить на 400 метров и смонтировать светосигнальное оборудование для полетов в темное время суток, на что ушло 443 миллиона федеральных рублей. А еще спустя десять лет, в 2023-м, реконструкцию удалось завершить. Фактически она растянулась на два десятилетия. Теперь в административный центр Ульчского района могут летать 44-местные Ан-24 и другие вместительные самолеты.
Мечты сбываются. И не сбываются…
Планы по обновлению аэродромов в Аяне, Херпучах и Охотске, насколько нам известно, вынашивали еще в 2015 году. Но по первым двум аэропортам проекты "сдвинули вправо" - пока на 2026 год, а с Охотском вышла детективная история…
Работы начались еще в 2021 году, но в 2024-м были приостановлены. Контракт с подрядчиком расторгнут по инициативе заказчика - "Ространсмодернизации". Что не устроило ее специалистов в работе "Строительной компании №1" из Белгорода - достоверно неизвестно.
За это время строители отремонтировали общежитие, начали возводить новое здание КПП и патрульной службы, сделали резервную грунтовую взлетно-посадочную полосу, рассказывал летом журналистам глава Охотского муниципального округа Максим Климов. А вот до знаменитой основной полосы из сборно-металлических конструкций дело не дошло. Хотя ради ее замены на бетонную все и затевалось. Полосу эксплуатировали десятки лет, металлические плиты с большим износом, такие давно не выпускаются и еще лет пятнадцать назад требовали срочной замены.
Но это полбеды. Во время реконструкции была демонтирована инструментальная система захода на посадку, из-за чего для местного аэропорта повышены так называемые метеорологические минимумы - вертикальной и горизонтальной видимости. А это значит, что при неблагоприятных метеоусловиях (на охотском побережье это не редкость) пилотам при вылетах из Хабаровска приходится брать больше авиатоплива для возможного ухода на запасной аэродром, а пассажиров - меньше.
Уменьшать количество людей на борту приходится и на обратных рейсах из Охотска. При взлетах с металлической (или бетонной) полосы вы можете, скажем, загрузить Ан-24 примерно на 800 кг больше, чем с грунтовой. Это нужно для обеспечения разгона самолета до взлетной скорости при разбеге с полосы заданной длины. Какая именно у вас полоса, пилоты всегда принимают в расчет. Металлическая в Охотске не используется уже второй год, в следующем - уже пойдет трехлетка.
Расплачиваются за это теперь "Хабаровские авиалинии". Охотское направление для краевой авиакомпании ключевое: на него приходится примерно половина пассажиропотока. С весны 2023-го на каждом рейсе приходится брать на 8-10 пассажиров меньше, чем раньше. Ведь расчетный вес пассажира - 100 кг в зимний период (85 - в летний, без верхней одежды).
Давайте подсчитаем. Судя по сайту "Хабавиа", компания летает ежедневно, плюс есть два дополнительных рейса в летнем сезоне: в неделю это девять рейсов в одну сторону, а туда и обратно - 18. Если умножить на 8-10 оставшихся за бортом пассажиров - выходит, что в неделю авиакомпания недосчитывается более 150 пассажиров, а в месяц - около 600.
Это довольно много, если учесть, что весной множество вахтовиков приезжает в район на добычу полезных ископаемых, вылов и переработку рыбы, а осенью возвращается обратно. Такой поток вызывает недовольство у местных жителей, которые ежегодно отправляются на отдых и лечение. Билетов им не хватает, несмотря на дополнительные и чартерные рейсы, которые вводятся авиакомпанией.
Когда же закончится реконструкция в Охотске? Осенью объявили новый тендер, но он не состоялся из-за отсутствия претендентов. Готовят новый, а время идет. Продолжить работы здесь смогут в лучшем случае весной, а когда закончат - вопрос. Бетонные плиты в Охотск завезены, а работать, как сообщают источники, там пока некому. Теперь в стране и крае это не редкость.
Подытожим: планы строили в 2015-м, начали в 2021-м, закончат (не факт) - в 2025-м. Еще одно потерянное десятилетие.
Дорогая моя авиация
Почему растягиваются сроки капремонта аэродромов, понять несложно. На это требуются колоссальные средства. Их не то что у района, даже у края нет. Все источники финансирования федеральные.
Стоимость реконструкции того же аэродрома в Охотске оценивалась в 3,5 млрд рублей. Подозреваем, что в ценах 2021 года. После ускорения инфляции в этом году и дефицита рабочей силы на рынке труда проект явно подорожал, а потому, возможно, и претенденты никак не найдутся по текущей стоимости…
Даже содержание аэропортов стоит недешево, не говоря уже о развитии. Это понимают и в Росавиации. Еще в 2014 году образовано федеральное казенное предприятие "Аэропорты Дальнего Востока". Лоббистам из Приморья не удалось передать ему свои местные аэропорты. А Хабаровский край смог включить в эту структуру аэропорты в Охотске, Аяне, Херпучах, Богородском и пару лет назад - в Чумикане, где сдали в эксплуатацию новый аэровокзал. Тем самым получить на их содержание федеральные средства.
Однако на плечах краевого бюджета и "Хабаровских авиалиний" еще остаются аэропорты в Нелькане, Чегдомыне, Николаевске, Совгавани. В течение многих лет краю не удается получить финансирование из федерального бюджета - передать их "Аэропортам Дальнего Востока".
Здесь уместно напомнить, что хозяйство у аэропортов хлопотное и большое. Каждому требуются машины, аэродромная спецтехника, оборудование. Помимо аэровокзала есть котельная и автобоксы, метеостанция и водозаборная станция, коммуникации и т.д. Везде разный набор в зависимости от масштаба аэропорта, но все это требует периодического ремонта и обновления. Проще говоря, денег. И порой внушительных…
Передача аэропортов, насколько мы понимаем, нужна и для развития "Хабавиа". Сейчас она напоминает не классическую авиакомпанию (в авиации разделены функции перевозок и обслуживания), а большое предприятие, в состав которого до сих пор входят сравнительно большие аэропорты с немалыми затратами. А значит, у компании остается меньше средств на развитие - приобретение запчастей и воздушных судов.
Авиапарк "ХабАвиа" уже давно нуждается в пополнении и обновлении. Для сравнения: у красноярской авиакомпании "Красавиа" на балансе числится 25 самолетов и 22 вертолета, у иркутской "Ираэро" - 28 самолетов, у "ХабАвиа" - 12. Это говорит о том, что Хабаровский край, имея обширные северные территории, куда можно долететь только самолетом, пока проигрывает аналогичным регионам в развитии своей авиации.
Сегодня в крае уровень транспортной доступности удается сохранять за счет программы субсидируемых авиабилетов, поддержания авиамаршрутной сети и количества регулярных рейсов.
Авторские права на данный материал принадлежат «ХабИнфо». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 21, 2024
Генеральный директор аэропорта Красноярск - в числе номинантов премии "Человек года"
Ноябрь 21, 2024
Сборная России по гонкам дронов представит страну на международных соревнованиях в 2025 году