ЦАГИ
28 января 2025, 09:28
Подведены итоги конкурса имени профессора Н.Е. Жуковского за 2024 год
Церемонию открыл генеральный директор ФАУ "ЦАГИ", член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало: "Конкурс имени Н.Е. Жуковского - отраслевое мероприятие с богатой историей, благодаря которому множество прогрессивных идей получило возможность воплощения. В этом году исполняется 105 лет со дня учреждения премии, и стать ее лауреатом будет вдвойне почетно. Отмечу, что ежегодно количество представленных работ растет, и с каждой из них мы открываем что-то новое. Важно, что номинируются исследования самых разных предприятий и научных институтов, что наглядно отражает взаимодействие прикладной науки и практического авиастроения и демонстрирует высокий уровень научно-технологического задела".
Также с приветственными словами выступили научный руководитель ФАУ "ЦАГИ", вице-президент РАН, академик РАН Сергей Чернышев, заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, Герой Российской Федерации Павел Власов и глава г.о. Жуковский Борис Аубакиров.
Согласно регламенту, конкурс проводился по двум номинациям: "За лучшие работы по теории авиации (аэродинамика, гидродинамика, теория горения и теория прочности самолетов и моторов)" и "За выдающиеся учебные пособия по авиационным дисциплинам".
Лауреатом премии первой степени "За лучшие работы по теории авиации" стал коллектив авторов КНИТУ-КАИ и АО "Казанский вертолетный завод" - И.М. Закиров, С.А. Луканкин, А.О. Гарипов, Т.К. Канеев, подготовивший монографию "Модернизация вертолета среднего класса с переводом элементов конструкции фюзеляжа на композиционные материалы". Золотой настольной медали имени профессора Н.Е. Жуковского удостоен заместитель генерального директора - главный конструктор ОКБ АО "Казанский вертолетный завод", заведующий кафедрой "Вертолетостроение" КНИТУ-КАИ, заслуженный машиностроитель Республики Татарстан, почетный авиастроитель Российской Федерации А.О. Гарипов. Представленные решения внедрены в конструкцию реального вертолета: модернизированы носовая часть фюзеляжа, капоты, двери кабины пилота и пассажирской кабины. Все это позволило снизить массу летательного аппарата.
Премия второй степени с вручением серебряной настольной медали была присуждена главному научному сотруднику ФАУ "ЦИАМ имени П.И. Баранова", доктору технических наук, профессору С.Ю. Крашенинникову. Результаты его исследований легли в основу монографии "Турбулентные струи. Особенности динамики течений, процессов смешения и шумообразования" и были признаны жюри как особо значимые фундаментальные достижения, которые откроют большие возможности для изучения и внедрения в прикладные работы.
Победителем во второй номинации стало учебное пособие МАИ "Оптимизация информационно-управляющих комплексов (ИУК) перспективных авиационных и космических систем" (авторы В.Н. Евдокименков, М.Н. Красильщиков, Д.А. Козорез, К.И. Сыпало, А.В. Федоров, под редакцией М.Н. Красильщикова). В нем обсуждаются задачи системного анализа и формирования архитектур информационно-управляющих комплексов, моделирования процессов их функционирования, оптимизации управления в условиях влияния разнородных по своей природе неконтролируемых факторов, алгоритмов навигации и др. Кроме того, приводятся конкретные прикладные примеры адаптации ИУК применительно к групповым действиям беспилотных летательных аппаратов, функционированию геостационарного спутника на различных этапах его жизненного цикла и беспилотного вертолета в режиме маловысотного полета.
Конкурс имени профессора Н.Е. Жуковского был учрежден 2 декабря 1920 года постановлением Совета народных комиссаров "В ознаменование 50-летия научной деятельности профессора Н.Е. Жуковского". Первыми лауреатами конкурса стали А.И. Некрасов (1922 год) и С.А. Чаплыгин (1925 год). С 1940 года проведение мероприятия и выплата премий возложены на Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Всем лауреатам премии также вручаются нагрудные медали имени профессора Н.Е. Жуковского.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 21, 2025
Адаптация и устойчивость: как улучшить процессы наземного обслуживания рейсов
Январь 29, 2025
В обновленном аэропорту Чебоксар ускорили мобильный интернет
Январь 29, 2025
Омич украл спасательный жилет из самолета в Новосибирске
Январь 29, 2025
В РСТ призвали избегать прямого госрегулирования ценовой политики авиакомпаний