Центр стратегических разработок в гражданской авиации
8 мая 2024, 17:15
Подведены итоги XI Евразийского международного форума Беспилотная авиация - 2024
Форум Беспилотная авиация - 2024 в очередной раз подтвердил статус основного международного отраслевого мероприятия в области БАС на евразийском пространстве, в котором традиционно приняли участие организации России, Евразийского региона.
Беспилотная авиация - 2024 - крупнейшая Евразийская международная деловая площадка для профессионального обсуждения мировых трендов и инновационных решений, вопросов нормативно-правового и технического регулирования беспилотных авиационных систем.
В форуме Беспилотная авиация - 2024 приняли участие представители Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Росавиации, Ространснадзора и других федеральных органов власти, представители национальных органов власти стран ЕАЭС, представители Госкорпорации Ростех, Газпром-нефти, Росгидромета, Почты России, Ростелекома, представители производителей БАС и их комплектующих, разработчиков цифровых решений в области БАС, отраслевых ассоциаций, ведущих научно-исследовательских организаций, средств массовой информации.
В рамках форума были проведены пленарная и тематические сессии по актуальным вопросам в области беспилотной авиации, а также выставка-презентация инновационной отечественной продукции предприятий индустрии беспилотных авиационных систем.
В рамках форума в специальной зоне эксперты могли ознакомиться с передовыми практическими кейсами развития индустрии БАС на разных континентах.
По итогам пленарной сессии, тематических сессий, а также специальной панельной дискуссии, посвященной обсуждению вопросов решений, которые и стратегически и в ближайшей перспективе могут привести к повышению эффективности развития отрасли БАС был высказан ряд мнений ключевых экспертов.
В частности, в рамках панельной дискуссии эксперты отметили:
Корень Антон Владимирович, руководитель Консорциума Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).
"В последние годы Консорциум ЦСРТ занимается проектированием, предпроектной проработкой дронопортов - обустроенных посадочных площадок для БАС. Участки для размещения дронопортов ЦСРТ определяет на основе комплексных маркетинговых исследований спроса на услуги БАС во всех сегментах, а также с учетом большого опыта проектирования объектов авиационной инфраструктуры.
Хочу отметить, что в этом направлении требуется как минимум разработка качественных стандартов, методических рекомендаций по оснащению дронопортов практически всеми видами инфраструктуры, оборудования, потому что многие регионы, подходя к этому вопросу не знают, к чему приступить в первую очередь. В рамках развития практической школы проектирования необходимо решать эти методические задачи.
Также важно отметить, что один из ключевых вопросов, который возникает при создании нового дронопорта - это вопрос связи, обеспечения связью. Необходимо обязательно вести работу по выработке систематизированных единых для всей отрасли стандартов и решений.
Эти вопросы решаются ЦСРТ уже на этапе предпроекта, ТЭО, при упаковке инвестиционных проектов, в том числе на условиях ГЧП".
Кукарев Сергей Викторович, руководитель направления АО "ГЛОНАСС":
"Одним из первых шагов видится издание временных правил полетов беспилотных воздушных судов, где четко зафиксировать кто что делает.
Вторым шагом необходимо обеспечить видимость пилотируемой авиации, которая установит в обязательном порядке на себя ответчики, сигнал с которых смогут видеть операторы беспилотных воздушных судов и предиктивно реагировать на возникающие конфликты в воздухе.
И самый важный момент - это перейти к организации межотраслевого взаимодействия".
Хурсевич Сергей Николаевич, советник Губернатора Томской области:
"Первая задача - это активизировать опытную эксплуатацию перед принятием любых решений, потому что на сегодняшний день у нас даже в определении беспилотных авиационных систем я насчитал с десяток разных решении одного статуса, которые прямо противоречат друг другу, не говорю уже о стандартах, которые принимаются - это ГОСТы, образовательные стандарты, нормы летной годности. Они принимаются без практической отработки и в результате шанс на ошибку становится очень высоким.
Вторая позиция, которая с моей точки зрения сейчас экстремально важна, - это начать отработку квази-диспетчерского управления полетами вне пределов прямой видимости. То, что сейчас разрешили со станции вслепую летать - это достаточно смелый шаг.
Третья составляющая - это уже сейчас начать размышлять на темы экспериментов и упрощения регулирования в части наземной инфраструктуры и в части обеспечения транспортной безопасности".
Барышников Денис Борисович, генеральный директор, Консорциум БАС:
"Нам надо решить комплексную проблему связи, про которую мы сегодня начали говорить во всех сегментах ее применения. Это нам даст решение большинства задач, связанных с наблюдением и управлением дронами. Основное условие перехода к таким системам управления - это наличие утвержденных законодательно регламентов и каналов связи в тех территориях, где эксплуатируются беспилотники.
Один из ключевых разделов статей затрат по стоимости летного часа - это персонал. Удаление внешних пилотов от места взлета-посадки дрона серьезно улучшит экономику и сформирует специализацию технического персонала, который обеспечивает линейное обслуживание беспилотников и внешнего пилота, который формирует всю предполетную подготовку, контролирует полет и работает со всеми органами, кто участвует в выполнении летной миссии беспилотника".
Воронов Владимир Владимирович, начальник отдела перспективных исследований, Уральский завод гражданской авиации (УЗГА):
"Я бы предложил замедлить расширение проектов в области БАС. Я имею в виду, новые технологии, к которым необходимо формирование доверия, а доверие может формироваться только через положительный опыт эксплуатации. Поэтому вот в этой части нужен действительно положительный систематический, даже системный опыт эксплуатации.
Например, перевозка какого-то значимого количества грузов, чтобы это было подтверждено и исполнителем, и заказчиком и этот опыт уже распространять и пропагандировать, чтобы сформировать доверие прежде всего у потребителя и у тех людей, над которыми будут летать БАС".
Мирошниченко Анастасия Александровна, руководитель Исполкома Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта, директор Ассоциации Авиационный персонал:
"Нужно очень быстро стандартизировать тот опыт, который мы получаем. Экспериментальный правовой режим нужен для получения опыта и последующей стандартизации. Также очень важно наблюдать за развитием отрасли в других странах. Необходимо изучать то, как система квалификации развивается за рубежом и как она структурируется, внимательно отслеживать, что происходит в Китае и в США. Подробнее следить за развитием системы квалификации в Китае и обмениваться опытом, в том числе работать с международным признанием квалификации".
Авершин Вадим Сергеевич, ведущий аналитик, НИЦ Аэроскрипт:
"Сегодня продолжают открываться множество экспериментальных правовых режимов (ЭПР), которые позволяют выполнять коммерческие работы беспилотником с массой более 30 кг, но что будет после этого?
Должны быть сформулированы требования к технологиям связи и навигации, технологиям предупреждения конфликтов для малых и средних БАС.
Также федеральным органам власти Российской Федерации нужно выработать единую стратегию по анализу результатов ЭПР и систематизации полученных результатов".
В рамках XI Евразийского международного форума "Беспилотная авиация - 2024" состоялась Церемония награждения Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем (БАС).
Лауреатами Евразийской премии в области беспилотных авиационных систем (БАС) 2024 года стали следующие организации:
АО "ГЛОНАСС"
АО "ГЛОНАСС" была разработана Концепция "Цифровое бесшовное небо Российской Федерации" как элемент внедрения БВС в единое воздушное пространство. Предложена архитектура организации гибридной сети связи для обеспечения загоризонтового управления БВС.
АО "ГТЛК"
АО "ГТЛК" была создана одна из первых компаний - операторов беспилотников. АО "ГТЛК" стала первой компанией на рынке лизинга в России, реализовавшей коммерческие сделки по лизингу беспилотников - на более чем 200 ед. в 2023 г. Благодаря высокому профессионализму АО "ГТЛК" определено единственным поставщиком БАС для нужд федеральных органов исполнительной власти в рамках государственного гражданского заказа.
Администрация Томской области
Томская область одним из первых регионов разработала региональную программу развития беспилотных авиационных систем, а также выполнила проектирование крупного научно-производственного центра беспилотных авиационных систем. В последние годы Томская область реализует большое количество инновационных инициатив в области БАС.
АО "НПП "Радар ммс"
Компания является одним из технологических лидеров рынка БАС. АО "НПП "РАДАР ММС" организован первый в России постоянно действующий сервис по авиаперевозке грузов с использованием беспилотных воздушных судов вертолетного типа БВС БТ- 440 собственной разработки и производства.
Компания "Геоскан"
В 2023 году Геоскан запустил в серийное производство БАС Геоскан 801 - первый компактный российский квадрокоптер для видеомониторинга. Полевой отдел Геоскана за шесть месяцев работы только с апреля по октябрь провел аэромагнитную съемку более 41 000 пог. км в России и за рубежом.
Лауреаты Евразийской премии в области БАС были определены по результатам экспертной оценки в соответствии с перечнем объективных измеряемых критериев, качественных характеристик деятельности компаний по итогам прошедшего года.
Евразийская премия в области беспилотных авиационных систем (БАС) была учреждена для поощрения разработчиков и эксплуатантов, провайдеров услуг с применением БАС, а также поставщиков комплектующих и программного обеспечения для отрасли БАС и других предприятий отрасли Евразийского региона, показавших наилучшие результаты общественной, научной, производственной, коммерческой или иной деятельности в сфере БАС и инновационных разработок для отрасли.
Также в рамках XI Евразийского международного форума Беспилотная авиация - 2024 поднимались вопросы по выработке предложений совершенствования нормативно-правовой базы и развитию рынка беспилотной авиации с участием отраслевых ассоциаций, федеральных органов власти, участников рынка беспилотной авиации, перехода на отечественные комплектующие, программное обеспечение, а также по другим стратегически важным мероприятиям в текущих условиях.
Результаты работы форума в части предложений и рекомендаций по развитию отрасли БАС в России будут представлены в федеральные органы власти.
Евразийский международный форум Беспилотная авиация проводится ежегодно с целью всестороннего обсуждения актуальных вопросов в области производства и применения беспилотных воздушных судов, консолидации отечественного и международного опыта, выработки рекомендаций для эффективного развития беспилотной авиации, а также презентации инновационной продукции предприятий-разработчиков, производителей и поставщиков БАС, обмена практическим опытом, обсуждения путей развития и потребностей отраслей экономики, выполнение работ министерств и ведомств в области развития и совершенствования отраслевой нормативно-правовой базы и технического регулирования.
XI Евразийский международный форум Беспилотная авиация - 2024 прошел при поддержке и участии федеральных и региональных органов власти Российской Федерации, национальных органов власти стран ЕАЭС, отраслевых ассоциаций, ведущих научно-исследовательских организаций.
Организатором конференции выступает Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА).
Стратегический партнер конференции - Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ).
Генеральный информационный партнер: официальный печатный орган Министерства транспорта Российской Федерации - газета Транспорт России.
Следующий XII Евразийский международный форум Беспилотная авиация - 2025 пройдет 25 апреля 2025 года.
Действует предварительная ранняя регистрация на форум и выставку на самых выгодных условиях. Подробности и регистрация на сайте aviacenter.events.
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр стратегических разработок в гражданской авиации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 17, 2024
США увеличат расходы на лазерное оружие для борьбы с дронами
Май 17, 2024
Пограничники лондонского аэропорта "Хитроу" объявили о проведении забастовки
Май 17, 2024
В НГТУ имени Р. Е. Алексеева создали БПЛА на базе МАЗа
Май 17, 2024
СМИ: Китай, вероятно, построил первый в мире специальный авианосец для БПЛА