Рейсы, ножницы, тарифы. Пермский аэропорт перешел на зимнее расписание
В рамках осенне-зимнего сезона 2024/2025 из Перми будут доступны 20 направлений по России и СНГ, а также три в страны дальнего зарубежья - на курорты Египта, Индии и Таиланда.
Как сообщили в пресс-службе Пермского аэропорта, в зимнем расписании наиболее широко представленным направлением остается Москва. Авиакомпании "Аэрофлот" и "Победа" обеспечат до семи рейсов в день, среди которых шесть будут отправляться в аэропорт Шереметьево, а один - во Внуково. На маршруте в Санкт-Петербург запланированы ежедневные рейсы от авиакомпаний "Россия" и "Победа", а с 25 декабря по 11 января будут введены дополнительные вылеты в северную столицу от компании Smartavia.
Что касается связей с нестоличными регионами, прямые перелеты в Новосибирск раз в неделю выполняет компания S7 Airlines, а "ЮТэйр" - в Тюмень и Когалым. Два рейса в неделю предусмотрены зимним расписанием из Перми в Казань, Красноярск, Махачкалу, Минеральные Воды, Нарьян-Мар, Самару и Сургут. Планируется, что на курортном направлении в Сочи будут выполняться десять рейсов в неделю: пять от "Победы", три от "Аэрофлота" и два дополнительных от "Северного Ветра". Сохраняются полетные программы в Азербайджан (Баку), Армению (Ереван) и Узбекистан (Наманган).
В зимнем расписании, которое будет действовать до конца марта 2025 года, отсутствуют вылеты в Волгоград, Минск и Ярославль. Полеты по этим направлениям должны возобновиться весной. Рейсы в Анталью, Красноярск и Уфу из Перми пока доступны только до конца 2024 года, и их возобновление ожидается также в летнем расписании.
В сентябре прекратились полеты в Барнаул и Владикавказ, возвращение последней полетной программы - вопрос открытый.
"Осенью пассажиропоток падает, авиация переходит с летнего расписания на зимнее. Новогодний рост не такой значительный, как в период летних отпусков. Поэтому традиционно часть направлений закрывается, либо снижается частота рейсов на них", - поделился директор АО "Авиакомпания "Геликс" Вадим Балдин.
Выросла ставка рефинансирования. Соответственно, кредиты, которые берут авиакомпании для того, чтобы закрывать кассовые разрывы или покупать какие-то запчасти, стали архидорогими, объясняет сложившуюся ситуацию на рынке авиаперевозок эксперт. "Это тоже сильно влияет на экономику авиакомпаний. Стоимость топлива растет постоянно. При этом регуляторы отрицательно относятся к тому, чтобы авиакомпании поднимали тарифы для пассажиров. Как результат - авиакомпании попадают в "ножницы": идет "регулирование" тарифов на авиаперевозки, растут расходы в виде ставки по кредитам, сохраняются обязательства индексировать зарплату летному составу в связи с тем, что дорожают продукты в магазинах, а объемы перевозок сокращаются. Общие расходы ложатся на меньшее количество перевезенных пассажиров. Пермский край - не исключение. Аэропорт Большое Савино такой же, как все остальные, в Пермь летают те же авиакомпании, что и по России. Например, S7 сократил свою полетную программу из Перми весной этого года", - пояснил г-н Балдин.
Хочется чего-то нового
В региональном Минтрансе отмечают, что одним из основных направлений развития Пермского края является расширение международной маршрутной сети аэропорта Большое Савино. И министерство в этом активно участвует. В 2022 году ведомство прорабатывало вопрос организации полетов по наиболее привлекательным направлениям с российскими и зарубежными перевозчиками, результатом стало открытие в 2023 году прямых рейсов в Баку российской авиакомпанией "ИрАэро" и в Ереван армянским перевозчиком "Ширак Авиа". Рейсы по данным направлениям планируются и в 2025 году.
Минтранс оказывает содействие авиакомпаниям в получении в Росавиации разрешений на допуск к выполнению полетов, а также в согласовании расписания в Пермском аэропорту, в том числе для зарубежных перевозчиков. "Международные направления исторически осуществляются на коммерческой основе исходя из прогнозируемого пассажиропотока и привлекательности направлений для жителей региона", - отмечают в министерстве. Исключением можно считать маршрут Пермь - Минск, который включен в список субсидируемых региональным правительством.
В аэропорту Перми фиксируется рост международного пассажиропотока. Если в 2023 году он составил 72 тыс. человек, то за первое полугодие 2024 года показатель достиг отметки 83 тыс. пассажиров. "Наиболее востребованными международными направлениями за этот период стали Анталья, Наманган, Шарм-Эль-Шейх и субсидируемые рейсы в Минск. Открытие прямых направлений в новые города ближнего зарубежья и привлечение новых авиаперевозчиков - сложная, но очень нужная задача", - подчеркнули в ведомстве.
Вадим Балдин, говоря о перспективах развития рынка авиаперевозок, отметил, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать позитивных изменений, так как новые российские суда еще не начали поступать в распоряжение авиакомпаний.
Направление |
Авиакомпания |
Дата окончания полетов |
Время в пути |
Анталья |
Southwind |
26 декабря 2024 года |
5 часов 5 минут |
Баку |
"ИрАйро" |
25 марта |
3 часа 10 минут |
Гоа |
Azur Air |
20 марта |
6 часов 55 минут |
Ереван |
"Ширак Авиа" |
22 октября |
3 часа 5 минут |
Наманган |
Uzbekistan Airways |
19 октября |
3 часа 30 минут |
Пхукет |
Azur Air |
25 марта |
8 часов 45 минут |
Хургада |
Azur Air |
21 марта |
6 часов 30 минут |
Шарм-эль-Шейх |
Almasria Airlines |
25 марта |
5 часов 45 минут |
"Уральские авиалинии" |
28 марта |
6 часов 25 минут |
Не все зависит от потока
При формировании списка субсидируемых направлений министерство транспорта ориентируется на пассажиропоток и загрузку самолетов, поэтому в перечень субсидируемых входят самые востребованные у жителей Пермского края маршруты. Об этом свидетельствует средняя наполняемость судов на уровне 60-90%.
На начало 2024 года в список субсидируемых маршрутов было включено 17 региональных направлений из Перми и обратно: Барнаул, Владикавказ, Волгоград, Казань, Калининград, Когалым, Махачкала, Минеральные Воды, Мурманск, Нарьян-Мар, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Сургут, Тюмень, Челябинск, Ярославль, а также международный маршрут Пермь - Минск. Часть полетных программ на сегодняшний день продолжается, другие приостановлены.
В ноябре перечень пополнился новым для Пермского края направлением - в Красноярск. Город, как и Новосибирск, является крупным логистическим хабом. Организация прямых рейсов позволяет пермякам открыть новые направления Дальнего Востока или Юго-Восточной Азии.
В 2025 году Минтранс планирует возобновить полетную программу в Уфу. Направление было востребовано у пермяков в 2023 году, но по техническим причинам авиаперевозчика полетная программа в текущем году была отменена. Пермь и Уфу связывает только автомобильная дорога, поэтому авиационное сообщение актуально для повышения доступности обоих регионов
Отдельно отметим Владикавказ - это было одним из самых востребованных направлений с большим пассажиропотоком. Загрузка судов в любое время сезона не опускалась ниже 75%, но все же оно было закрыто. "К сожалению, в связи с увеличением протяженности воздушной трассы по этому направлению и техническими ограничениями авиапарка авиакомпании полетная программа по нему завершилась осенью текущего года. Для ее возобновления региональное министерство транспорта совместно с авиакомпаниями прорабатывают различные варианты организации маршрута при поддержке со стороны Пермского края без потерь доступности и комфорта для пассажиров региона. Надеемся, что в 2025 году нам удастся возобновить полеты", - прокомментировали в ведомстве.
Субсидированные рейсы из Перми во Владикавказ в 2024 году выполнялись с мая по сентябрь с частотой два раза в неделю. По маршруту летали самолеты Embraer авиакомпании "Икар". Время в пути составляло от 3 часов 10 минут.
Директор турагентства "Дом солнца" Евгения Друида подтверждает, что рейсы во Владикавказ пользовались повышенным спросом, потому что через город удобно добираться до Грузии: "Самостоятельные путешественники летели до Владикавказа, брали в аренду машину или покупали билеты на рейсовые автобусы, проходили границу и своим ходом путешествовали по Грузии. Пакетные туры покупали в редких случаях. Интересна туристам и сама Северная Осетия - для санаторного и активного отдыха, там прекрасная экскурсионная горная программа. Все северокавказские направления пользуются популярностью как доступная альтернатива Турции, куда цены очень высокие и снижаться не будут. На Кавказ переориентировались туристы, которые путешествуют без детей или с детьми старшего возраста. Это активный вариант отдыха, без системы "все включено", - добавила она.
Ирина Дятлова, директор турагентства "Акапулько", связывает популярность городов Северного Кавказа с их комфортным климатом, природой, традиционной кухней и "прокачкой" направлений для отдыха на государственном уровне. "Сочи уже всем порядком надоел, поэтому те, кто каждый год туда летал, сейчас выбирают Северный Кавказ. Это круглогодичный отдых: летом одни экскурсии, а зимой другие и еще различные горнолыжные курорты. Направление очень яркое, если продолжат его развивать, то оно будет и дальше пользоваться популярностью. Еще один плюс - это доступные цены. Нужно расширять отельную базу, потому что пока мало туроператоров работают в этих городах", - рассказала она.
Направление |
Авиакомпания |
Дата последнего рейса |
Время в пути |
Ижевск |
"ИжАвиа" |
18 марта |
1 час 10 минут |
Казань |
"ЮВТ Аэро" |
26 марта |
1 час 25 минут |
Nordstar |
С 18 апреля до 26 сентября |
1 час 40 минут |
|
Калининград |
"Икар" |
28 марта |
3 часа 55 минут |
Когалым |
Utair |
19 сентября |
3 часа 10 минут |
Красноярск |
"Россия" |
31 декабря 2024 года |
3 часа 5 минут |
Махачкала |
"Азимут" |
29 марта |
2 часа 45 минут |
Минеральные Воды |
"Азимут" |
2 февраля |
3 часа 30 минут |
Москва(Внуково) |
"Победа" |
29 марта |
2 часа 20 минут |
Москва (Шереметьево) |
"Победа" |
29 марта |
2 часа 20 минут |
"Аэрофлот" |
1 октября |
2 часа 15 минут |
|
Нарьян-Мар |
"РусЛайн" |
27 марта |
1 час 50 минут |
Новосибирск |
S7 |
25 октября |
2 часа 30 минут |
Ноябрьск |
"ИжАвиа" |
17 марта |
3 часа 35 минут |
Самара |
"ЮВТ Аэро" |
26 марта |
1 час 20 минут |
Санкт-Петербург |
"Победа" |
2 октября |
2 часа 30 минут |
"Россия" |
28 марта |
2 часа 25 минут |
|
Smartavia |
25 октября |
2 часа 30 минут |
|
Сочи |
"Победа" |
26 сентября |
4 часа 10 минут |
"Аэрофлот" |
29 сентября |
3 часа 45 минут |
|
"Икар" |
27 декабря 2024 года |
3 часа 50 минут |
|
NodWind |
8 января |
3 часа 55 минут |
|
Сургут |
Utair |
25 октября |
3 часа |
Тюмень |
Utair |
19 октября |
1 час 40 минут |
Усинск |
"ЮВТ Аэро" |
26 марта |
1 час 40 минут |
Уфа |
"ИжАвиа" |
18 декабря 2024 года |
1 час 15 минут |