О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рейсы в Китай и развитие областных аэропортов: как живет белорусская гражданская авиация

В первое воскресенье ноября в Беларуси отметили День работников гражданской авиации. Эта отрасль в последние годы вынуждена работать в непростых условиях санкций и ограничений. Об этом говорили ключевые игроки рынка - представители Департамента по авиации, авиакомпании "Белавиа" и Национального аэропорта Минск - на пресс-конференции, приуроченной к празднику. Сколько пассажиров обслужат столичный аэропорт и национальный авиаперевозчик по итогам текущего года, как будут развиваться областные аэропорты и какие новые направления могут появиться в ближайшее время, узнала "ЭГ".

Предварительные итоги

Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Игорь Голуб подвел краткие итоги работы отрасли за 9 месяцев. По его словам, количество перевезенных воздушным транспортом пассажиров за этот период выросло на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., пассажирооборот воздушного транспорта вырос на 5,2%. Количество обслуженных пассажиров в аэропортах Беларуси в январе-сентябре также выросло - на 19,6% (по отношению к январю-сентябрю 2023 г.).

Вырос и объем перевезенных белорусскими авиакомпаниями грузов: темп роста - 112,6%, грузооборот - 110,3%. Значения в абсолютных цифрах и по пассажирообороту, и по грузообороту И. Голуб решил не называть.

Первый заместитель генерального директора ОАО "Авиакомпания "Белавиа" по организации производства Глеб Пархамович уточнил, что за 9 месяцев 2024 г. количество перевезенных пассажиров выросло на 12% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

"В абсолютных цифрах это чуть меньше 1,5 млн пассажиров. По итогам этого года мы рассчитываем вплотную приблизится к 2 млн перевезенных пассажиров. Если говорить о количестве рейсов, то за 9 месяцев авиакомпания на 12% увеличила и количество выполненных авиарейсов", - отметил он.

Напомним: рекордным для "Белавиа" был 2019 год, когда авиакомпания впервые перевезла более 4 млн пассажиров. В пандемийном 2020 г. было перевезено 1,7 млн человек, в 2021 г. - почти 2 млн, в 2022 г. - около 1,6 млн. Статистикой за 2023 год авиакомпания не поделилась.

Заместитель генерального директора РУП "Национальный аэропорт Минск" по авиационной безопасности и режиму Вадим Правлоцкий обрисовал положение дел в главной воздушной гавани страны.

"Несмотря на нестабильную ситуацию в авиационной отрасли и в целом сложные условия хозяйствования, в которых аэропорт работает на протяжении последних лет, по итогам работы за январь-сентябрь 2024 г. наблюдается положительная динамика в выполнении прогнозных показателей по отношению к аналогичному периоду 2023 г.", - подчеркнул он.

Так, на 12,4% выросло количество самолетовылетов, на 15,2% - количество обслуженных авиапассажиров, на 17,8% было обработано больше грузов.

В настоящее время рейсы на регулярной основе в минский аэропорт и из него выполняют 10 авиакомпаний. При этом на долю национального авиаперевозчика "Белавиа" приходится 64,3% всех рейсов. Сюда летают 6 российских авиакомпаний ("Победа", "Аэрофлот", "Икар", "Северсталь", Red Wings, "Азимут"), а также Uzbekistan Airways, Air China и Flydubai.

В сентябре 2024 г. в аэропорту была преодолена отметка в 2 млн обслуженных пассажиров. По итогам 2024 г. планируется обслужить порядка 2,8 млн пассажиров.

Рекордным в этом плане для главной воздушной гавани страны также был 2019 год, когда аэропорт обслужил 5,1 млн человек. В 2020 г. пассажиропоток упал на 62% - услугами аэропорта воспользовались чуть больше 1,9 млн человек. В 2023 г. эта цифра составила более 2,5 млн.

Представитель аэропорта рассказал также о самых популярных направлениях в 2024 г. К ним относятся Москва, Санкт-Петербург, Дубай, Стамбул и Тбилиси.

Самая высокая средняя загрузка отмечена на рейсах авиакомпаний "Победа" из Москвы и Санкт-Петербурга, "Азимут" - из Минеральных Вод, Red Wings - из Самары, "Белавиа" - из Тбилиси и Стамбула.

В. Правлоцкий обратил внимание, что в минском аэропорту продолжаются работы по укреплению инфраструктуры. Началось сооружение временной плоскостной автомобильной стоянки, продолжается модернизация здания аэровокзального комплекса.

Новые направления

Представители отрасли также рассказали о работе по открытию новых направлений.

"Несмотря на прекращение полетов в Европу, продолжаются активные полеты в Россию, страны Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока. Проводятся переориентация полетов по новым маршрутам и увеличение количества рейсов по действующим направлениям", - подчеркнул И. Голуб.

Он отметил, что Департамент по авиации проводит активную работу по развитию нормативно-правовой базы международного сотрудничества в авиационной сфере. На текущий момент Беларусь подписала 50 межправительственных и межгосударственных соглашений о воздушном сообщении. К примеру, в 2023 г. - с Оманом.

"На прошлой неделе мы подписали межправительственные соглашения с Саудовской Аравией и Сейшельскими островами. Кроме того, завершены процедуры внутригосударственного согласования и готовы к подписанию межправительственные соглашения о воздушном сообщении с Венесуэлой и Кенией", - рассказал представитель Минтранса.

Такие соглашения являются правовой основой для организации полетов в новые страны, объяснил И. Голуб. Дальше начинают работать перевозчики. В случае с Беларусью - это авиакомпания "Белавиа", которая на своем уровне начинает выстраивать взаимодействие с администрацией того аэропорта, куда она собирается выполнять полеты.

Как уточнил Г. Пархамович, чтобы обеспечить выполнение любого рейса, перевозчику нужно заключить 10-15, а иногда и больше договоров с различными поставщиками услуг.

"Это огромная работа, которую необходимо выполнить работникам авиакомпании для того, чтобы открыть новое направление. Сегодня мы летаем в 11 стран по 22 направлениям", - рассказал он.

В 2023 г. "Белавиа" открыла авиасообщение с Индией. Главной авиационной новостью 2024 г. стал старт полетной программы в китайский Урумчи. Этот город на северо-западе Китая был выбран не случайно. Аэропорт Урумчи является связующим звеном между Китаем, Россией, Средней Азией. В "Белавиа" ожидают, что рейс будет пользоваться спросом у транзитных пассажиров: из Урумчи можно будет добраться в любую точку Китая, используя возможности местных авиакомпаний. Кроме того, им могут пользоваться китайские студенты, обучающиеся в нашей стране. "Белавиа" начнет выполнять регулярные полеты по маршруту Минск - Урумчи - Минск с 16 декабря.

"Весь следующий год мы будем "накатывать" этот рейс. Это значит, что в течение года будет идти постепенное наращивание возможностей по обеспечению его прибыльности. Это первый аэропорт, в который мы начинаем летать в Китае, но у нас в плане есть дальнейшее развитие китайского направления", - резюмировал представитель "Белавиа".

Областные аэропорты

Особую роль в авиационной политике Беларуси сейчас занимают областные аэропорты. В 2023 г. они возобновили работу после длительного перерыва. Так, в октябре прошлого года "Белавиа" запустила регулярные рейсы из Гомеля в Москву. В марте 2024 г. стартовали полеты из Гомеля в Санкт-Петербург, в апреле - из Бреста в Москву. Кроме того, в летний сезон из областных центров организуют чартерные рейсы на курорты Турции и Египта.

"Гомель и Брест с полетами в Санкт-Петербург и Москву хорошо себя зарекомендовали, поэтому мы пошли на увеличение частот в зимнем расписании. К сожалению, по другим направлениям в Российскую Федерацию из других областных аэропортов пока такой тенденции не наблюдается. Но как только мы увидим востребованность, мы сразу же будем принимать соответствующие меры", - подчеркнул Г. Пархамович.

Аэропорты в Орше и Могилеве являются филиалами Национального аэропорта Минск. По словам В. Правлоцкого, аэропорт в Орше специализируется на обслуживании грузовых воздушных судов. Количество выполненных рейсов и объем обработанного груза за 9 месяцев там выросли на 27,1 и 9,2% соответственно. Могилевский филиал сейчас оказывает услуги по заправке воздушных судов. При этом обсуждаются варианты организации регулярных рейсов из Могилева в города России.

"Российские перевозчики заинтересованы, поэтому работа в этом направлении ведется", - уточнил представитель аэропорта.
Авторские права на данный материал принадлежат «"Экономическая газета"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка