О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самые опасные аэропорты России

Волноваться не следует: все пилоты достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы безопасно и комфортно посадить самолет в любом из аэропортов в списке ниже. Речь везде только о "сложных технических характеристиках".

Скажем сразу: слово "опасный - не синоним слова "небезопасный". В России нет "небезопасных", странных или экстремальных аэродромов. Пилотам, выполняющим внутренние рейсы в РФ, не приходится садиться в условиях настоящего высокогорья, на сверхкороткие полосы или в условиях бешеного трафика, как в какой-нибудь Атланте.

Но, несмотря на это, у российских воздушных гаваней тоже есть свой "характер", определяющий сложность пилотирования. Изучили публикации за последние 10 лет, поговорили с пилотами крупнейших российских авиакомпаний и составили собственный рейтинг самых опасных (сиречь - "сложных") аэропортов России.

Аэропорт Сочи (Адлер)

Безусловный "лидер" в своей категории - это аэропорт Сочи. На словах "сложный аэропорт" работники гражданской авиации Сочи вспоминают в первую очередь.

Несмотря на то, что на аэродроме две взлетно-посадочные полосы, самолеты заходят на посадку и взлетают только с одного курса - со стороны моря. Поэтому Сочи и довольно часто закрывают по метеоусловиям: если с моря сесть невозможно, то больше просто неоткуда.

Добавляет "изюминки" и тот факт, что заход на посадку здесь - с юга. А поскольку Сочи - излюбленный южный курорт для россиян, то самолеты туда летят преимущественно с севера. То есть каждый еще и "наматывает" дополнительные круги, чтобы попасть к месту назначения.

Венчает список "сложностей" аэропорта Сочи речка Мзымта в торце полосы.

Несмотря на все это, Сочи уверенно входит в ТОП-5 крупнейших аэропортов России, обслуживая по 14 почти миллионов человек в год и без особых серьезных происшествий.

Иркутск

Второй "любимец" авиаторов - аэропорт Иркутска. Его "визитная карточка" - заход на посадку со стороны плотной и близко расположенной жилой застройки. Поэтому предполагается достаточно резкое снижение. Кроме того, близость Ангары обусловливает довольно частые и сильные туманы в аэропорту.

К сожалению, совокупность этих факторов в прошлом неоднократно становилась причиной авиакатастроф. Но, к счастью, не "в современной" истории. Все-таки развитие технологий: светосигнального и радиолокационного оборудования, а также улучшение качества авионики на борту самолетов, благотворно сказываются на безопасности.

В Иркутске уже давно планируют построить новый аэропорт - поближе к Байкалу. Но дальше планов дело пока не идет.

Мурманск (Мурмаши)

"Достается" от пилотов и аэропорту в Мурманске. Несмотря на то, что нелестных комментариев в свой адрес по поводу сложности пилотирования он получает меньше, чем Иркутск и Сочи, пилоты все же отмечают особенно сильные ветра в районе аэродрома - из-за них самолет может сносить.

И тем не менее, аэропорт Мурманска остается, пожалуй, крупнейшей воздушной гаванью на своей широте. А расположен он, напомним, за Полярным кругом. И обслуживает он почти 1,5 млн пассажиров в год. Хотя прямое авиасообщение и связывает заполярную воздушную гавань лишь с несколькими крупными российскими аэропортами.

К сожалению, есть нарекания к аэропорту и у пассажиров: жалуются на тесноту, недостатки санитарных комнат и некомфортные условия для ожидания багажа по прилету. Но, какой бы ни был, аэропорт Мурманска в своем роде безальтернативен: другим транспортом сюда не разъездишься: долго, дорого, холодно.

Чита (Кадала)

Систематически вспоминают "добрым словом" пилоты и аэропорт Читы. Расположенный в холмистой местности, между сопками, он оснащен одной взлетно-посадочной полосой. Близлежащее озеро Кенон - "надежный поставщик" ветров и туманов для аэродрома.

Воздушная гавань обслуживает около 780 тыс. пассажиров в год и центром притяжения интереса туристов пока не является.

Однако скоро ситуация может измениться - реконструкция читинского аэропорта Кадала значится планах развития города. В 2025-2027 годах должны отремонтировать взлетно-посадочную полосу, а после - построить новый терминал. "Апгрейд" аэродромной инфраструктуры часто бывает сопряжен и с обновлением оборудования.

Петропавловск-Камчатский (Елизово)

Каких-то особенных нареканий к аэропорту Петропавловска-Камчатского - Елизово - ни у кого нет. Аэропорт причисляют к "сложным" из-за географических особенностей: сопки, вулканы, океан. Он находится в зоне низкого давления, а часто переменчивая и капризная местная погода негативно влияет на регулярность вылетов.

Но все же аэропорт исправно принимает и обслуживает самолеты и вертолеты с туристами. Его пассажиропоток уверенно стремится к миллиону человек в год. А недавно он "оброс" новым терминалом, который сейчас находится в стадии тестирования. Так что если кому-то не повезет и рейс его задержат по погодным условиям, то ждать можно будет с комфортом.

Абакан

Главный аэропорт Хакасии - Абакан - тоже требует особенно внимательного отношения со стороны пилотов из-за своих географических особенностей. Аэродром находится между горными грядами, а здешняя роза ветров способна создать изрядную "болтанку" при посадке.

Сам по себе аэропорт Абакана небольшой, он обслуживает чуть более 400 тыс. пассажиров в год. Рейсы летают в Москву, Новосибирск, Омск, Норильск и Красноярск, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Сочи (некоторые - сезонные).

Волгоград (Гумрак)

Принято считать сложной и посадку в аэропорте Гумрак, который обслуживает Волгоград. Также как и в нескольких случаях выше, близость водоема - в данном случае Волги- провоцирует сильные ветра, создающие опасность сноса самолета. Поэтому уход на второй круг здесь - нормальное и ничуть не удивительное явление.

Аэропорт Волгограда довольно крупный - его пассажиропоток превышает 1,5 млн человек в год, хоть и начал снижаться в январе 2025 года. Рейсы из Волгограда выполняются по более чем 20 направлениям, включая международные: Стамбул. Анталью и Дубай.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация туроператоров России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка