О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сертификацию и вывод на рынок новой авиатехники обсудили на заседании Общественного совета при Росавиации

Пополнение российского парка отечественными воздушными судами для магистральных и местных воздушных перевозок, авиационных работ и меры, принятые агентством для оптимизации сертификации машин, обсудили на заседании Общественного совета при Росавиации. Участники совещания также говорили о первоначальной подготовке летного состава и развитии авиации общего назначения.

В заседании приняли участие заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России, заместители руководителя и начальники управлений Росавиации, межрегиональные территориальные управления Росавиации, представители авиакомпаний, разработчиков авиационной техники и учебных заведений гражданской авиации.

Первым выступил заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков. В своем докладе он рассказал о комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года. Программа обозначает потребности в перевозках на ближайшие годы, а также типы гражданской авиационной техники, планируемые к производству, объемы серийного изготовления такой техники для последующих поставок эксплуатантам.

"Частично вопрос планирования потребностей и поставок новой авиационной техники реализуется исполнением комплексной программы развития авиаотрасли. Контроль выполнения программы осуществляется регулярно и на самом высоком уровне, с привлечением координационного центра Правительства Российской Федерации. Программой запланированы поставки импортозамещенных МС-21, Superjet, Ту-214, Ил-114 и других типов самолетов и вертолетов. Однако не все запланированные цели выполняются строго в срок. Ввод отечественных воздушных судов - задача государственной важности. Необходимо четко понимать, как мы будем решать эту задачу. Сегодня мы наметим пути решения ряда вопросов", - отметил Андрей Добряков в приветственном слове.
Сертификация гражданской авиационной техники

Начальник Управления сертификации авиационной техники Росавиации Дмитрий Копысов рассказал об особенностях и текущем статусе сертификации авиатехники, работах по оптимизации сертификационных процедур и представил обзор некоторых типов авиатехники, не предусмотренной комплексной программой развития авиационной отрасли России.

Дмитрий Копысов отметил существенное увеличение объемов работ по сертификации отечественной авиационной техники, связано это с разработкой нового авиационного оборудования для проектов импортозамещения, новых типов самолетов, двигателей, модификацией воздушных судов.

На сегодняшний день в стадии сертификации находятся несколько приоритетных проектов самолетов:
  • · МС-21,
  • · RRJ-95NEW-100,
  • · Ил-114-300,
  • · Ту-214,
  • · ЛМС-901 "Байкал",
  • · ТВРС-44,
  • · ЛМС-192 "Освей".

Отдельно докладчик остановился на тематике БАС: более 10 организаций проводят сертификационные работы по подтверждению требований летной годности к разработанным конструкциям БАС. Большая часть заявок - на БАС для сельского хозяйства. Однако ведутся работы и по сертификации БАС более широкого применения. Ожидается, что в 2025 году первые серийные БАС для выполнения сельхозработ появятся на рынке.

Проходят сертификацию и новые типы отечественных двигателей: ВК-800С, ПД-8, ВК-650В. Сроки завершения этих работ укладываются в сроки сертификации воздушных судов.

Росавиация активно работает над оптимизацией процедуры сертификации. Ведется разработка автоматизированной цифровой системы сертификации ФГИС "Авиасерт", которая позволит обмениваться документами в электронном виде, онлайн отслеживать сроки, автоматизировать типовые действия. Опытная эксплуатация системы запланирована в 2026 году.

В Минтранс России направлены предложения в Воздушный кодекс, необходимые для переиздания Федеральных авиационных правил, определяющих порядок обязательной сертификации. Новая редакция ФАП будет предусматривать оптимизацию требований к сертификации типовой конструкции и сертификации разработчиков БАС, установление порядка выдачи одобрений на изготовление и установку компонентов-аналогов, оптимизацию порядка проведения сертификационных летных испытаний разработчиками БАС, прорабатывается возможность привлечения гражданских независимых инспекций для контроля за разработчиками и изготовителями.

Актуализируются нормы летной годности для БАС, проект норм летной годности для легких самолетов направлен на рассмотрение в Минпромторг России и сертифицированным предприятиям-разработчикам. В 2023 году в ФАП уже упрощены требования к согласованию сертификационных документов, исключена обязательность проведения сертификационных испытаний только в аккредитованных в испытательных лабораториях. Разрабатываются предложения по изменению Методики расчета стоимости экспертизы при обязательной сертификации с учетом дифференцированного подхода к сложности проектов сертификации.

Все эти мероприятия значительно сократят сроки и стоимость сертификации.

Кадровый вопрос авиаотрасли

О необходимости сотрудничества промышленности с авиационными вузами при подготовке кадров говорил ректор подведомственного Росавиации МГТУ ГА Борис Елисеев: "Новая техника потребует новых кадров. И сегодня мы активно сотрудничаем, например, с разработчиком МС-21, имеем полный доступ к технической документации авиалайнера, по которой готовится методика. Помимо подготовки пилотов у вуза имеются современные инженерные тренажеры. Призываю к сотрудничеству все заинтересованные стороны".

Сроки ввода авиационной техники в эксплуатацию

C докладом выступил Мирослав Бойчук, заместитель председателя Общественного совета при Росавиации. Он остановился на актуальных вопросах дальнейшего развития авиаотрасли в условиях санкционного давления, обратил внимание производителей на необходимость конкретизации сроков ввода и тактико-технических данных разрабатываемой авиатехники.

Мнение промышленности выразил заместитель генерального директора ПАО "Яковлев", директор программы МС-21, Александр Долотовский: "Хочу развеять все сомнения и подчеркнуть, что характеристики новых воздушных судов (МС-21, Superjet) позволяют эксплуатировать их с рентабельностью на уровне зарубежных конкурентов. Послепродажная поддержка наших продуктов - также один из ключевых приоритетов для нашей компании и здесь у нас на опыте эксплуатации SSJ-100 накоплены достаточные компетенции и развернуты необходимые сервисы".

Валерий Смирнов, член Общественного совета, обратил внимание авиастроителей на необходимость выполнения своих планов: "Представленные вами планы не выполняются с 2014 года. Необходима оценка эффективности госрегулирования, содействия и системы контроля. Забыты малые КБ, авиационная коллегия, но они обладают уникальным опытом, к которому необходимо обратиться".

Главный конструктор программы Superjet 100 Владимир Лавров сообщил, что компания "Яковлев" нацелена на выполнение взятых на себя обязательств по созданию импортозамещенной версии самолета: "Самолет продолжает проходить сертификационные испытания. Двигатель ПД-8 близок к тому, чтобы встать под крыло самолета: два полностью готовых воздушных судна сейчас находятся в Комсомольске-на-Амуре и после установки двигателей присоединятся к программе сертификационных испытаний. Параллельно ведутся работы по технической поддержке имеющегося парка воздушных судов, разрабатываются отечественные аналоги импортных комплектующих".

Итоги заседания

"Общественные советы при Росавиации и Ространснадзоре выступают прежде всего для защиты интересов пассажиров, которым должно быть экономично, комфортно и главное безопасно пользоваться воздушным транспортом", - заключил Андрей Добряков, завершая заседание Общественного совета.

Председатель Общественного совета при Росавиации Николай Ивановский добавил, что задача Общественного совета - достичь большего вместе, объединив усилия государства, бизнеса и общества, поскольку такие глобальные цели, которые сегодня стоят перед авиационной отраслью, можно решить только сообща.
Авторские права на данный материал принадлежат «Росавиация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка