Госкорпорация Ростех
1 октября 2024, 14:40
Танцы с винтами
Маневры на грани возможного
Вертолеты по своей природе обладают более ограниченной подвижностью по сравнению с самолетами, но опытные пилоты используют уникальные особенности винтокрылых машин для выполнения сложных фигур. Одной из таких фигур является "воронка" - маневр, при котором вертолет описывает круг с одновременным резким снижением и поворотом корпуса. В боевых условиях это позволяет удерживать врага в прицеле при минимальном времени на поражение цели.
Помимо "воронки", одной из самых впечатляющих фигур, также применяется "пикирование" - резкий спуск вертолета с набором скорости. Маневр позволяет молниеносно сократить дистанцию до цели или уклониться от вражеского огня, что особенно важно в условиях плотной атаки или внезапного боя. В бою это дает преимущество для нанесения удара с высоты или быстрого ухода с линии атаки.
Кроме тренировка точности и реакции, фигуры высшего пилотажа для военных летчиков - это возможность отработки сложных ситуаций. Например, при маневре "змейка" вертолет непрерывно меняет направление движения, избегая вражеских ракет. Этот маневр полезен для того, чтобы сохранить машину в условиях, когда каждый градус отклонения может стать решающим.
Что могут российские вертолеты
Современные российские вертолеты показывают впечатляющие возможности в плане маневренности и устойчивости. Оснащенные мощными двигателями и передовыми системами управления, они способны выполнять фигуры, которые еще недавно считались невозможными для вертолетов.
Например, ударный Ми-28Н может демонстрировать многие фигуры высшего пилотажа, такие как петля Нестерова ("мертвая петля"), переворот Иммельмана, "горка", "бочка", полет боком, полет назад и другие. Однако в целях безопасности далеко не все эти фигуры летчикам разрешают показывать во время выступлений.
Впрочем, даже обычные боевые вылеты "Ночного охотника", применяющегося сегодня в зоне СВО, напоминают высший пилотаж. Например, для уменьшения заметности вертолеты движутся на предельно малой высоте, элегантно огибая рельеф местности, или выполняют эффектные удары с кабрирования, то есть с резким подъемом в вертикальной плоскости.
Ка-52 - еще один ударный вертолет, но уже соосной схемы − может также выполнять знаменитую "мертвую петлю", "пикирование", "змейку", "горку", переходы из скольжения в скольжение, плоские развороты и другие. Именно соосная винтовая схема дает "Аллигатору" преимущества в устойчивости, управляемости и маневрировании на ограниченном пространстве. Например, относительно не сложный маневр "горка" − полет боком с резким набором высоты − часто применяется на Ка-52 в боевых действиях для точного поражения цели на дальних дистанциях.
Как танцуют профи
Именно на этих двух моделях вертолетов сегодня выступают "Беркуты" − единственная в России вертолетная пилотажная группа.
Вертолетный пилотаж - это сложная и опасная работа, особенно при групповом выполнении фигур. В отличие от самолетов, вертолеты менее стабильны в воздухе из-за особенностей аэродинамики и меньшей устойчивости. Выполнение фигур в составе группы требует высочайшего мастерства и слаженности.
Расстояние между вертолетами в боевом порядке может достигать всего 10 метров, и любое отклонение от траектории на скорости 200 км/ч может привести к трагическим последствиям. Ошибки в пилотировании вертолетов, в отличие от самолетов, где легкий контакт может ограничиться ремонтом, почти всегда заканчиваются катастрофой из-за столкновения работающих лопастей.
Впрочем, справляется с такими сложными задачами "Беркутам" не привыкать. Летчики команды − уникальные специалисты, которые не только демонстрируют высший класс управления, но и обучают других летать на новейших типах вертолетов. Их выступления, одиночные или групповые, всегда привлекают внимание. Кстати, "Беркуты" − единственная группа в мире, выступающая на боевых ударных вертолетах.
Их маневры - это не просто зрелище, а способ показать высший уровень технического и пилотажного мастерства, который может быть применен и в реальных боевых операциях. Кроме того, это лучшая демонстрация качества разработок отечественной школы вертолетостроения.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы