Госкорпорация Ростех
1 марта 2024, 18:47
Ту-160: "Белый лебедь" обновляется
Обновленный Ту-160М внешне сохранил грацию своего предшественника, но по техническим характеристикам и боевым возможностям это совершенно новая машина, созданная с применением цифровых технологий и других передовых разработок. А возрождение и модернизация "Белого лебедя" стали самым масштабным событием в оборонном авиастроении современной России.
Ту-160: недосягаемый во всем
Ту-160М представляет собой глубокомодернизированную версию стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Этот уникальный военный самолет был разработан в 1970-х годах и до сих пор остается непревзойденным на мировом уровне.
Ту-160 лидирует сразу в нескольких номинациях. Кроме того, что он является самым тяжелым боевым самолетом в истории, это еще и крупнейшая в мире машина с изменяемой геометрией крыла и крупнейший военный - сверхзвуковой самолет. Ту-160 также занимает лидирующие позиции по скорости среди находящихся на вооружении стратегических ударных самолетов.
А еще это один из самых красивых и изящных самолетов в мировой военной авиации, за что летчики прозвали его "Белым лебедем". Еще один повод для такого названия − белое отражающее покрытие, защищающее самолет от светового излучения ядерных взрывов. Кстати, по традиции, чтобы подчеркнуть ценность каждой машины, "сто шестидесятым" даются и персональные имена, например "Валерий Чкалов" или "Илья Муромец".
Дитя холодной войны
Разработка этого самолета началась в период наивысшего напряжения во времена холодной войны, когда СССР и США находились в ядерном противостоянии в конце 1960-х годов. Главными требованиями к новому ракетоносцу были его многофункциональность и способность к межконтинентальным полетам. Планировалось оснащать Ту-160 крылатыми ракетами большой дальности с ядерными боеголовками.
Работа над проектом стартовала в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, но позднее была передана в ОКБ Туполева. В разработке участвовало рекордное число кооперантов − около 800 организаций со всего Союза.
Впервые поднявшийся в небо в 1981 году Ту-160 опередил своего ближайшего конкурента - американский бомбардировщик B-1 Lancer − по всем основным параметрам: он был быстрее, мощнее и обладал большей дальностью полета. Первенство подтвердилось и 44 мировыми рекордами, выполненными впоследствии.
Одной из ключевых особенностей Ту-160 стала интегральная компоновка планера с крылом изменяемой геометрии, которая сделала его более универсальным. При максимально раскрытых консолях крыла "Белый лебедь" способен взлетать с коротких, для подобной техники, взлетно-посадочных полос. А на высоте консоли крыла могут быть прижаты к фюзеляжу, что позволяет самолету достигать сверхзвуковых скоростей. Крыло Ту-160 имеет возможность изменять стреловидность от 20 до 65°, благодаря чему оптимизируются скоростные режимы и экономится топливо.
Еще одна характерная черта "Белого лебедя" − обилие в конструкции титана, легкого и прочного материала. В частности, из титана сделан центроплан самолета. Специально для работы над титановыми деталями Ту-160 на Казанском авиазаводе были внедрены уникальные техники сварки. Также для новой машины на Куйбышевском моторном заводе (сегодня − "ОДК-Кузнецов" в составе Ростеха) был разработан мощный двигатель НК-32.
Серийно "Белый лебедь" производился в Казани. Сегодня это Казанский авиационный завод (КАЗ) им. С.П. Горбунова - филиал компании "Туполев". Всего до 2000 года было выпущено 35 самолетов Ту-160, включая два опытных образца. Часть ракетоносцев, оставшихся после распада СССР на Украине, была утилизирована по совместной украинско-американской программе. В 2000-х годах российские машины были модернизированы и оснащены современным вооружением.
Возрождение "Белого лебедя"
В 2015 году Министерство обороны РФ объявило о запуске проекта по возрождению ракетоносца. Была проведена огромная работа по восстановлению советских наработок и модернизации производства в Казани, фактически остановленного в 1990-е годы. В том же 2015 году Ту-160 впервые показал себя в реальной боевой обстановке в Сирийской Арабской Республике.
Около 200 предприятий, в том числе все ведущие авиационные КБ, включились в работу над обновленным самолетом. Предприятиям Ростеха, которые составляют костяк новой кооперации, в сжатые сроки удалось полностью восстановить технологическую цепочку производства всех комплектующих, оживить технологии вакуумной сварки титановых изделий, возобновить производство агрегатов планера самолета. В ходе реконструкции и перевооружения мощности КАЗ им. С.П. Горбунова выросли в два раза. Ключевым фактором стало внедрение современных цифровых стандартов авиастроения: было оцифровано в 3D-формате более 75 тысяч чертежей, создан цифровой двойник машины.
Фактически возрождение "Белого лебедя" стало крупнейшей программой модернизации авиационного производства в современной России. В ноябре 2017 года для опережающей отработки технологий производства самолетов Ту-160М на Казанском авиазаводе с использованием имеющегося задела был собран новый ракетоносец Ту-160. В январе 2018 года он совершил демонстрационный полет, за которым лично наблюдал президент России Владимир Путин. В феврале 2024 года глава государства совершил полет на глубокомодернизированном стратегическом ракетоносце Ту-160М.
Ту-160М: новые крылья ядерной триады
Созданный больше 40 лет назад советскими инженерами Ту-160 сохраняет значительный потенциал для обновления и развития.
В январе 2022 года впервые взлетел в небо первый вновь изготовленный "с нуля" ракетоносец Ту-160М.
Ту-160М сохранил внешний "лебединый" облик, но по сути это новая машина, созданная на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых технологий. Модернизации подверглись 80% систем и оборудования.
Самолет получил новые двигатели − НК-32 второй серии, благодаря которым значительно увеличена дальность его боевого применения. Без дозаправки Ту-160М способен пролететь более 12 000 км, в том числе не менее двух часов - на сверхзвуковой скорости. Максимальная скорость ракетоносца - свыше 2000 км/ч, боевая нагрузка - более 40 тонн. По этим параметрам равному Ту-160М среди мировых одноклассников до сих пор не существует. Таким образом обновленный "Белый лебедь" может наносить удары по объектам противника практически в любой точке земного шара на всем диапазоне высот.
Ракетоносцы Ту-160М сегодня - важнейший элемент воздушной составляющей ядерной триады, оборонного щита нашей страны. Дальнейшее развитие программы позволит использовать "Белого лебедя" для новых видов вооружения, в том числе перспективных.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 19, 2024
Работа по запуску сухумского аэропорта идет в штатном режиме
Ноябрь 19, 2024
Ректор МГТУ ГА Борис Елисеев принял участие в конференции по беспилотной авиации