ЦИАМ
23 декабря 2024, 08:25
В ЦИАМ подвели итоги работы лаборатории НЦМУ "Сверхзвук"
центра мирового уровня "Сверхзвук" (НЦМУ "Сверхзвук"). В рамках НЦМУ, работающего при поддержке Министерства образования и науки России, ЦИАМ проводил фундаментальные и методические исследования в обеспечение создания силовых установок второго поколения для сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС).
- За эти годы лаборатория разработала базовые варианты двигателей с наиболее эффективными техническими характеристиками, компоновками на будущем летательном аппарате в нескольких постановках - от двухдвигательной до четырехдвигательной схемы, - отметил в своем выступлении научный сотрудник отдела "НЦМУ Сверхзвук". - Были рассчитаны и проанализированы технические сложности, связанные с удовлетворением основных требований к силовой установке. Помимо этого, проработаны проекты технического задания и технического предложения по созданию сверхзвуковой силовой установки как объекта научно-технического задела, выработана дорожная карта внедрения критических технологий.
В результате исследований, проведенных лабораторией ЦИАМ, появились математические модели, с помощью которых можно определить облик и провести исследования силовой установки гражданского сверхзвукового самолета и ее элементов с учетом разных факторов. Специалисты Института разработали матрицу риск-ориентированного подхода в технико-экономическом анализе создания силовой установки СПС.
- При построении карты рисков внимание уделялось как научно-техническим, так и экономическим рискам, - отметил докладчик.
По его словам, также был проведен анализ оптимального расположения воздухозаборного устройства (ВЗУ) перспективной СУ СПС, построена расчетная модель распределения акустических возмущений в канале ВЗУ, исследовались методы повышения характеристик ВЗУ, - рассказал докладчик.
Повышение экологических требований, предъявляемых к авиационной технике, легли в основу исследований лаборатории в области моделирования образования загрязняющих веществ от перспективной СУ СПС: это позволило оценить возможности снижения их эмиссии. Были изучены современные технологии организации малоэмиссионного горения в камере сгорания, разработана методика прогнозирования эмиссии вредных веществ.
Не обошли вниманием специалисты ЦИАМ и вопрос применения новых материалов в конструкции будущего двигателя - керамокомпозитов (ККМ). Был приведен анализ критериев их выбора, требования к покрытиям деталей и др. В рамках работ по опытной технологии была изготовлена экспериментальная рабочая лопатка турбины низкого давления, а также использована установка для изготовления деталей из таких материалов.
- Главной задачей лаборатории стало получение новых знаний в области разработки перспективных силовых установок сверхзвуковых пассажирских самолетов, - подчеркнул научный руководитель лаборатории, советник генерального директора по научной работе ЦИАМ Александр Игоревич Ланшин. - Это методическая работа, которая позволит ответить на вопрос - возможно ли создание уникального по своим характеристикам двигателя для нужд сверхзвуковой гражданской авиации: какими параметрами он должен обладать, какие сложности на этом пути необходимо решить для соответствия силовой установки всем требованиям. В любом случае ЦИАМ и в рамках этой работы, и в рамках других проектов, как и всегда, решает задачу по формированию научно-технического задела, беря на себя роль первопроходца в этой области.
Напомним, что НЦМУ "Сверхзвук" решает фундаментальные, поисковые и прикладные научно-технические задачи для разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Координатор центра - ЦАГИ. В состав НЦМУ "Сверхзвук", помимо ЦАГИ и ЦИАМ, также входят ФИЦ "Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша" РАН, ГосНИИАС, МАИ, МГУ имени М.В. Ломоносова, ПФИЦ УрО РАН. Проект реализуется с 2020 по 2025 год. Планируемые результаты деятельности НЦМУ "Сверхзвук" - инновационные конфигурации СПС с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и технологий дополненной реальности в кабине экипажа и др.
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦИАМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
"Газпромнефть-Аэро" помогает молодежи в Ульяновске определиться с карьерой
Декабрь 23, 2024
Авиакомпания "Волга-Днепр" выполнила три чартерных рейса с высокотехнологичным медицинским оборудованием
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами