О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В Ульяновске откроют НПЦ по беспилотным авиасистемам

Третий всероссийский слет операторов беспилотных аппаратов "Дронница-2024" завершился 8 сентября. На этот раз Великий Новгород собрал более тысячи участников, на учебном полигоне свои разработки протестировали сто организаций.

Почему именно сюда ежегодно приезжают инженеры, военные, предприниматели и волонтеры? - спросили у организатора "Дронницы", генерального директора научно-производственного центра (НПЦ) "Ушкуйник" Алексея Чадаева.

- Алексей Викторович, Вы коренной москвич, но "приземлились" в Новгородской области. Почему?

- Это метафизика. Великий Новгород - единственный город в России, который достоверно старше Киева. От регионального правительства идет улица Мерецкова-Волосова. Ранее, до Крещения Руси, она называлась Волосова. Церковь Власия была поставлена на месте капища языческого Волоса.

- До начала СВО дроны были средством развлечения, доставки, видеофотосъемок. Сейчас это новое смертоносное оружие?

- Конечно, нет. Новых средств уничтожения не создано. Они в основном советские, просто навешиваются на дрон. Изменились носители. Дрон способен заменить человека там, где ему сложно или опасно работать. Как дубль в "Понедельник начинается в субботу" братьев Стругацких: создали, отправили стоять в очереди. А потом он испарился…

Добавим, что сегодня НПЦ "Ушкуйник" и координационный центр помощи Новороссии слаженно работают с региональным и федеральным правительством. О совместном проекте губернатор Новгородской области Андрей Никитин рассказал 9 сентября на встрече с Владимиром Путиным.

История "Дронницы"

Первый день работы слета открыли заместитель губернатора Нижегородской области Евгений Богданов, а также глава оргкомитета "Дронницы", руководитель Координационного центра помощи Новороссии Александр Любимов.

На лекциях и последующих дебатах вспомнили недолгую пока историю слетов, зафиксировали изменения и подвели итоги.

Первую "Дронницу" в 2022 году начинали волонтеры под девизом: "Никакие наши не придут. Все наши - это мы". Обсуждали необходимость применении БПЛА на фронте и накопление боевого опыта. Но волонтерская модель роста уперлась в потолок. Этот стиль организации помощи и снабжения при всех его плюсах имеет один большой минус. Он не тиражируется и не масштабируется.

Участники второго слета обсуждали в основном переход от технических решений к организационным и выстраивание отношений с государственной системой. Обсуждались вопросы массированного применения БПЛА, создание специальных беспилотных и антибеспилотных подразделений, их тактику и перспективы внедрения новейших отечественных разработок.

"Дронница-2024" стала точкой сборки опыта, разработок и идей самых разных людей и коллективов, от ученых и производственников до военных. Ключевая задача текущего года в построении моделей взаимодействия между военными и разработчиками беспилотников и средств защиты от них. Это единственная площадка, где военные и разработчики могут встретиться в свободном формате, обменяться опытом. Многие из тех, кто на первом слете просто смотрел и слушал, вернулись на третий разработчиками. Неудивительно, что самые оживленные переговоры проходили в перерывах между лекциями.

Персоналии "Дронницы"

К примеру, Кристина, руководитель волонтерской организации из Санкт-Петербурга.

Она юрист по образованию, поэтому первый опыт работы волонтером - проверка документов, связанных с покупкой китайских дронов. Затем за год была собрана группа единомышленников и, помимо закупок, организована печать хвостовиков (3D-принтеры). На своем оборудовании и за свои средства. В телеграм-канале "Технофронт Русской весны" опубликованы отчеты о проделанной работе и благодарность от военных.

На учебном полигоне под Новгородом волонтеры выбирали БПЛА и допрашивали производителей техники. Итог встречи - закупка для фронта фпивишников "Ключ".

Среди участников слета много военных. Это операторы боевых беспилотников и командиры подразделений. По завершении лекции Андрея Маркина под названием "Ограниченность боевого опыта. Тактические эксперименты", очередь желающих познакомиться с ним, обратиться за советом и обменяться контактами вытянулась от сцены до дверей зала. Андрей Викторович - житель Запорожской области, автор книг, обобщающих боевой опыт "южного крыла СВО".

Эксперт привез с фронта интересное наблюдение: на херсонском направлении дроны помогают нашим штурмовикам "забирать" окопы и блиндажи противника. Сбросы русских дронов на обороняющихся не позволяют им "высунуться" из окопа. В это время атакующая пехота преодолевает необходимую дистанцию… Проблему, связанную с длительностью возврата БПЛА и его перезарядом, заранее решает группа штурмовиков. "Штурмы" раскладывают в 100 - 150 метров от вражеского окопа дроны, а потом, в момент атаки, дроноводы "подцепляют" БПЛА и наносят удар.

Подсмотрен под Авдеевкой и другой военный сюрприз, озвученный организаторами слета. Противник минирует поля, оставляя лишь проходы, необходимые для подвоза снабжения и ротации состава. Поэтому русские дроноводы освоили технику дистанционного минирования. Проектируют и распечатывают на 3D-принтерах подвес для дрона, управляемый с пульта. Ночью оператор БПЛА "разбрасывает" мины по дороге. Позднее вражеские автомобили обездвиживаются взрывами. А днем украинская техника, представляя из себя отличную мишень, пылает факелом.

Дискуссии разгорались не только в кулуарах слета, но и во время лекций. Так, Алексей Чадаев предложил часть БПЛА поставлять на передовую в комплектах. На фронте происходит непрерывное "фехтование" частотами управления. Поэтому у противника дроны поставляются не в сборе, а комплектами: необходимый блок связи и антенна присоединяются в зависимости от "радиопогоды".

Александр Любимов не согласился с этим, предположив, что у изделия должна быть возможность модульности, но летать оно должно сразу "из коробки". Ранее волонтеры КЦПН провели "народное тестирование" восьми российских производителей дронов. Проверяли по единому протоколу (наличие инструкций, техподдержки и т. д.) и в итоге всего одно изделие полностью выдержало все проверки.

"БПЛА становятся патронами и снарядами. А если требуется, чтобы трое моих инструкторов с пятью высшими образованиями собрались и только после долгих консультаций с техподдержкой, что называется, смогли его поднять в воздух… Тогда это не боеприпас", - считает Любимов.

Справедливость этих слов подтвердил третий день слета на полигоне.

Полигон

На фотографии ниже представлен дрон российской разработки (КБ "Синергия"), на котором с легкостью можно заменить блок связи. Инженерам - пять баллов за идею модульности.

Тяжелый дрон "Арго" последний день на гражданке. Его ждет доукомплектование и дорога на службу в боевое подразделение.

Умельцы из компании "МГД" установили на дрон РПГ.

Ярославские конструкторы самостоятельно изготовляют пропеллеры для своих "птичек".

КБ "Горизонт" представило облегченные электромотоциклы и эвакуационную тележку. Двухколесного "друга" можно выбросить с грузовика на землю, что никак не скажется на его работоспособности.

Столпотворение у стенда КПК "Новый рубеж". На платформу "Велес" устанавливается ПКМ или АГС-17, но ее можно использовать и для транспортировки грузов и раненых солдат.

В заключение процитируем слова одного из спикеров "Дронницы": "В России созданы десять научно-производственных центров по беспилотникам, еще порядка тридцати - на подходе. С каждым регионом отдельно обговаривается специализация для того, чтобы НПЦ дополняли друг друга".

Кстати, на красочной презентации развития сети этих центров отмечен и Ульяновск. Наш НПЦ беспилотных авиационных систем заработает до конца 2025 года.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ульяновская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка