О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Видеть абстрактное в обрывках конкретного: FPV-пилот МАИ Владимир Рыжков о мифах профессии оператора БЛА

Какую профессию реально освоить "от" и "до" за считанные недели при условии, что она интересна, разнообразна и высокооплачиваема? Пожалуй, в топ таковых надолго вписан оператор - он же пилот - беспилотных авиационных систем (БЛА). Обучиться управлению беспилотниками сегодня может и молодой человек, не имеющий высшего образования, и выпускник университета, и решивший сменить вектор профессионал из любой другой индустрии, и даже пенсионер. Достаточно желания, правильно выбранных учителей и, конечно, постоянной практики.

Просто ли дается обучение на оператора БЛА? Возможно, здесь есть подводные камни, о которых стоило бы знать заранее? Поделился личным опытом становления в профессии и развеял мифы о ней Владимир Рыжков, опытный FPV-пилот, инструктор Дирекции "Аэромобильность" Московского авиационного института.

- Правда ли, что выучиться на пилота БЛА может каждый и это совсем не сложно и долго?

- Мой совет: при освоении любых новых навыков не задавайтесь вопросом о том, сложно ли это - это все ерунда. Лучше сосредоточьтесь на том, какие задачи хотите решать; что вам нужно, чтобы посадок всегда было столько же, сколько и взлетов, а решенных задач - столько же, сколько вылетов; каким должен быть ваш идеальный аппарат. Спойлер: ответы на все это, конечно, помогут найти ваши учителя.

В любом деле нужна сноровка и тренировка. Существует масса разнообразных по длительности и практикоориентированности программ. Кому-то хватит трех недель, а кому-то потребуется полгода и дополнительные тренировочные дни. Важно оттолкнуться от того, что есть у вас на данный момент.

- На самом ли деле управление БЛА требует наличия специфических навыков?

- Перечень знаний и навыков, которыми нужно обладать, чтобы освоить профессию оператора БЛА, действительно отличается от навыков, требуемых в других профессиях. Например, в обязательно порядке важно хорошо разбираться в топографических и спутниковых картах, быстро определять координаты и безопасные для полетов зоны. Также необходимо выучить нормативные акты и требования органов, обеспечивающих безопасность полетов. Полезно иметь навыки работы с системами автопилота и GPS-навигации, знать основы написания на языках программирования скриптов для автоматизации полетов БЛА и настройки полетных режимов. Конечно, это еще неполный список. Но без этих специфических основ - точно никуда.

- Правда ли, что управлять БЛА не так просто, как кажется на первый взгляд?

- Есть беспилотники, которыми управляет автопилот, а оператор лишь подает команды. В этом деле главное не просто шевелить стики на пульте половчей, а организовать весь полет как следует, чтобы у автопилота не было возможности ошибиться и разбить аппарат. А еще есть беспилотники, в которых пилот, по сути, включает свой мозг в розетку, приспособленную для автопилота, и вручную управляет угловыми скоростями и газом. Здесь все зависит от того, насколько совершенную версию автопилота вы, тренируясь, вырастили у себя в голове.

- Оператору беспилотника нужно идеальное зрение?

- Я бы сказал как раз наоборот. А если серьезно - современные FPV-очки позволяют скомпенсировать близорукость и дальнозоркость примерно до четырех единиц. И даже для управления в визуальном режиме некоторые из них можно переключить на картинку с камер на передней панели очков. Так что за дроном вы наблюдаете своими аугментированными глазами, а не настоящими. Беспокоиться за диоптрии точно не стоит.

- А что с вестибулярным аппаратом? Насколько важна его идеальность?

- Новичков часто укачивает от просмотра видео с FPV-дронов, но это быстро проходит. Если вам действительно хочется летать - можно просто начать летать короткими сессиями в симуляторе, увеличивая их по самочувствию.

- Ну а чихать-то за пультом можно? Или нельзя?

- Как-то раз я управлял FPV-дроном, сидя на заднем сиденье-диванчике "Жигулей", переоборудованных под дрифт. И знаете, все получилось! С опытом начинаешь почти мгновенно синхронизировать собственное положение и положение дрона, в который временно "переселилось" твое сознание - вы действуете как одна сплоченная команда, одна душа. Чих в таком случае не станет препятствием.

Кстати, у меня до сих пор есть мечта прыгнуть с банджи, синхронно с этим исполняя дайв на FPV-дроне. Представляю, какими крутыми могут быть ощущения!

- Правда ли, что все операторы БЛА должны уметь чинить свою летающую машину?

- В беспилотниках и чинить-то особенно нечего. По сравнению с настоящими летательными аппаратами большинство из них ближе к радиоуправляемым игрушкам. Ну а уметь чисто паять, держать отвертку с правильного конца и читать документацию о том, что и как настраивается в прошивке твоего дрона, для любого оператора БЛА совершенно естественно.

- А у вас есть те самые радиоуправляемые воздушные машинки, на которые БЛА так похожи? Признайтесь, играете в них?

- Я оставил собственные авиамодели еще в школе, занявшись дронами, налегаю именно на них - когда занимаешься ими по-настоящему, на хобби времени уже не остается.

Для каждого беспилотника, который активно используешь в работе, нужно собрать хотя бы один дублер, а под разные задачи нужны разные беспилотники. Да и к каждому новому сезону комплектующие обновляются… В общем, играть пока некогда и не с чем, зато, к счастью, всегда есть над чем поработать.

Какой он - идеальный пилот БЛА? Правда ли, что должен контролировать все и вся?

- Из сотен учеников, прошедших через наши курсы обучения на оператора БЛА, сложнее всего всегда было "прирожденным начальникам" - истинным перфекционистам, контролирующим все и вся, волевым, жестким, харизматичным людям. Им было тяжело действовать в быстро меняющейся обстановке, где риски до конца не исключены и наступают часто, а ты постоянно совершаешь ошибки и должен корректировать их каждую секунду.

Идеальный пилот БЛА - хладнокровный, аккуратный и дисциплинированный, но в то же время органично находящий компромиссы, синтезирующий решение на основе неполных данных, способный видеть абстрактное в обрывках конкретного, знающий себя и прощающий себе естественный человеческий страх, усталость, раздражение, знающий о неизбежности ошибок, в том числе своих.

Оператор БЛА - действительно профессия будущего?

- Думаю, пилоты и правда будут нужны всегда. Так же, как нужны сегодня часовые мастера, виолончелисты, каскадеры или инструкторы по фехтованию. Самый важный вопрос - как в этом деле быть настоящим мастером. Но тут уже все зависит от желания каждого из нас.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка