О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО "Аэрофлот" Сергеем Александровским

Обсуждались итоги и основные направления работы компании. В том числе речь шла о развитии перевозок из регионов, в туристических направлениях, по программе плоских тарифов, а также цифровой трансформации "Аэрофлота" и переходе на отечественное ПО

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемый Сергей Владимирович!

Вы возглавляете "Аэрофлот" - компанию, которой присущи самые высокие стандарты обслуживания, об этом неоднократно говорил Президент.

Важно, что "Аэрофлот" успешно справляется с вызовами в условиях беспрецедентных санкций. Вы выступаете пионерами по инновациям, по освоению наших отечественных самолетов. В ближайшие годы планируется освоение новых лайнеров, включая МС-21. Это, конечно, серьезный вызов как для промышленности, так и для крупнейшего авиаперевозчика.

В целом авиаперевозки в стране серьезно растут, причем даже выше ожиданий. Активно восстанавливаются международные линии. Но, конечно, главный для нас фактор и важнейший приоритет - это освоение внутренних перевозок. В первую очередь для путешествий, туристических поездок. Достаточно активно сейчас создаются новые курорты. Очень важное направление Дальнего Востока и Калининграда. Чтобы сохранить их доступность, действует уже много лет программа плоских тарифов, которая была запущена по инициативе главы государства.

Давайте поговорим об основных итогах прошлого года. Вам слово.

С.Александровский: Уважаемый Михаил Владимирович!

"Аэрофлот" по итогам 2023 года зафиксировал уверенные операционные результаты. В 2024 году мы продолжили динамично наращивать как операционные, так и финансовые показатели.

В группе "Аэрофлот" сейчас 29,5 тысячи сотрудников. Мы эксплуатируем 349 воздушных судов, из них 212 воздушных судов - среднемагистральные, 59 - дальнемагистральные и 78 воздушных судов - это российские воздушные суда Sukhoi Superjet. Всего в 2024 году мы выполняем полеты по 270 маршрутам в 63 города Российской Федерации и 20 международным направлениям.

Относительно операционных результатов. 2023 год мы закончили с показателем по объемам перевозок - 47,3 миллиона пассажиров. В 2024 году планируем перевезти порядка 55 миллионов пассажиров, то есть с существенным ростом - порядка 15%. Из них 42 миллиона пассажиров будут перевезены внутри Российской Федерации и порядка 12 миллионов пассажиров будут перевезены на международных маршрутах.

Кроме хороших показателей по количеству перевезенных пассажиров группа "Аэрофлот" продемонстрировала значимые для отрасли результаты по занятости кресел, что говорит о востребованности перевозок. Мы планируем достигнуть значения 90% по итогам 2024 года. В 2023 году процент занятости кресел составил 87,5%.

Относительно динамики рынка и места на этом рынке группы "Аэрофлот". В 2024 году "Аэрофлот" в целом определял рост пассажирских перевозок на российском рынке. По итогам первого полугодия на внутреннем рынке был прирост на 4,4 миллиона пассажиров, а группа "Аэрофлот" дала прирост 4,5 миллиона пассажиров. То есть мы выступили как основной драйвер роста авиационных перевозок на российском рынке. И по итогам полугодия мы занимаем, как группа, 42,7%. Это наша доля вместе с иностранными авиакомпаниями. Мы восстановили ее к уровню 2019 года. То есть мы восстановились практически по всем основным показателям.

Кроме этого, мы увеличили общий налет на парк воздушных судов до 1 млн часов по всему парку. Это значение мы тоже нарастили к предыдущему году на 15%.

В части развития перевозок из регионов. 56% внутренних маршрутов выполняется минуя Москву в 2024 году. Уделяем этому значительное внимание. Мы продолжаем развивать наш хаб в Красноярске. В этом году увеличим объем перевозок на 67% и достигнем величины в 1,3 миллиона пассажиров. Всего там порядка 33 направлений сейчас.

Дальний Восток. В 2024 году достигнем значения более 4 миллионов пассажиров. В целом прирост перевозок на Дальний Восток к предыдущему году составит 26%. А если посмотреть чуть раньше - к 2021 году - более 70%. То есть дальневосточное направление пользуется безусловным спросом.

М.Мишустин: В поездке по Дальнему Востоку на меня действительно произвели впечатление все проекты по новым аэропортам. Это касается Магадана, это касается расширения Новосибирского авиаузла - тоже великолепный аэропорт, Хабаровского. Конечно, уверен, это будет драйвером, стимулом для увеличения количества авиаперевозок.

С.Александровский: Безусловно, это комфорт для пассажиров, это возможность организации и транзитных перевозок внутри региона. Конечно, это будет способствовать наращиванию дополнительных объемов внутри как дальневосточного, так и сибирского регионов.

Отдельно хотел остановиться на теме развития туризма. Безусловно, мы тоже в этом сегменте присутствуем. В 2024 году планируем в туристических направлениях перевезти порядка 15 миллионов пассажиров - это тоже с увеличением где‑то на 15% к предыдущему году. Это Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные Воды, Махачкала, Горно-Алтайск. По всем этим направлениям мы отмечаем уверенный рост в значениях от 9 до 30%.

Отдельно о том, что Вы обозначили, Михаил Владимирович, - это программа плоских тарифов, перевозки на Дальний Восток. Это наше обязательство, которое поддержал Президент. В 2024 году мы по программе плоских тарифов - это Дальний Восток и Калининград - перевезем более 2 миллионов пассажиров, точнее, 2,1 миллиона. Рост составит относительно 2023 года почти 5%. Надо отметить, что "Аэрофлот" дофинансирует программу плоских тарифов за свой счет относительно нашей себестоимости. Эта разница составляет порядка 10 млрд рублей по году.

М.Мишустин: Это очень важно. Надо не снижать темпы. Увеличивать количество перелетов в стране, прокладывать как можно больше удобных маршрутов без транзитных пересадок. Когда с одной части Дальнего Востока или Сибири летают в другую часть через Москву - это, конечно, неправильно. Для этого нужно, как мы уже говорили, строить больше современных аэропортов. Их 75 по поручению Президента должно быть построено до 2030 года. И в основе каждого будут лежать самые передовые отечественные технологические решения, включая информационные системы и сервисы.

Мы с Вами говорили на предыдущей встрече о стратегии цифровой трансформации "Аэрофлота". Но в данный момент еще и критически важно заменить программное обеспечение на отечественное. Знаю, что вы этим занимаетесь. Здесь "Аэрофлот" лидер. Потому что наши индустриальные центры компетенции, где также работает "Аэрофлот", пример для других авиакомпаний. И здесь, конечно, в отрасли нужно наводить порядок.

Расскажите, как происходит на сегодняшний день работа по цифровой трансформации в соответствии со стратегией, которая утверждена "Аэрофлотом".

С.Александровский: Действительно, "Аэрофлот" уделяет большое внимание развитию IT-проектов, потому что любая современная компания не может эффективно существовать без развитого IТ-ландшафта. Мы сумели достичь существенного прогресса в этом направлении. В рамках программы стратегии цифровой трансформации, которая для нас стартовала в 2022 году, доля затрат на отечественное ПО в 2022 году составляла 33%. В 2023 году мы достигли величины в 90%. В 2024 году мы выйдем на цифру 95%. В 2025 году мы планируем уже завершить цифровую трансформацию и полностью перейти на отечественное ПО.

Коротко о ключевых проектах, которые мы реализуем сейчас в рамках индустриального центра. Я знаю, что Вы тоже за этим следите. Это наша программа "Купол" взамен программы поддержания летной годности AMOS. Это такой продукт, который необходим рынку, все его ждут. Мы уже на 65% его подготовили. В 2025 году планируем начать внедрение в рамках группы "Аэрофлот" и с последующим распространением уже на все остальные авиакомпании, у которых этот продукт будет востребован.

Кроме этого, мы планируем запуск в 2024 году еще программы по планированию полетов. Было зарубежное ПО, сейчас его нет. Мы пишем российское ПО. Разумеется, в каждом проекте мы оцениваем эффективность его внедрения. Программа по планированию полетов с точки зрения цифровых значений нам даст экономию топлива от 2 до 5%. В денежном выражении - порядка 8 млрд рублей в год. Кроме того, автоматизация позволит снизить трудовые затраты на обеспечение этого процесса.

Также мы сейчас активно работаем над программой по автоматизированному управлению доходами. Планируем ее запустить в начале 2025 года. Это проект, который предполагает использование искусственного интеллекта, самых передовых технологий. Для пассажиров будет возможность выбора билетов по оптимальной стоимости. То есть эта программа будет обоюдно работать и в интересах авиакомпании, и в интересах пассажиров.

Есть еще проект, связанный с госуслугами и ЕСИА. Я думаю, что мы здесь будем одной из первых компаний в целом в стране. Это автоматизированный прием на работу, проверка документов и дальнейшее развитие автоматизации управления персоналом, что тоже крайне важно в современных условиях.

М.Мишустин: Намерение - это замечательно, главное, чтобы все планы сбылись. Поэтому экономия от внедрения более эффективного программного обеспечения и прочее - это будущее. А сегодня - опытная эксплуатация, промышленная эксплуатация программного обеспечения должны быть под Вашим личным контролем. Важно, чтобы все системы работали как единое целое. Конечно, этим надо основательно заниматься и держать на особом контроле, это очень важное направление работы.

"Аэрофлот" всегда славился кадрами, людьми. Это летчики, инженеры, техники, бортпроводники. И я хотел бы услышать от Вас, что делается в плане подготовки кадров. Ведь у вас всегда была хорошая и тренировочная база, и база профессиональной и дополнительной подготовки…

С.Александровский: Безусловно, мы уделяем особое внимание работе, связанной с подготовкой персонала, с переподготовкой. Для этого мы работаем и с высшими учебными заведениями, и, безусловно, используем нашу базу внутри группы. У нас есть отдельный департамент подготовки авиационного персонала, есть авиационная школа "Аэрофлота", которая занимается и подготовкой, и переподготовкой. Внутри группы ежегодно проходит порядка 14 тысяч человек через программу подготовки и переподготовки. Совокупно затраты "Аэрофлота" на обучение персонала приблизились к 1 млрд в год.

Разумеется, мы уделяем внимание и условиям труда, и заработной плате. Могу сказать, что по итогам 2024 года, точнее, полугодия, средний рост затрат компании на рост оплаты труда составил порядка 18%. В 2025-2026 годах мы также планируем планомерное повышение заработной платы по основным категориям специалистов. В первую очередь мы, конечно, уделяем внимание производственным специальностям - это пилоты, бортпроводники, инженерные специальности. Но, конечно, и весь остальной персонал не останется без внимания.

М.Мишустин: Важно, что у "Аэрофлота" есть все возможности для надежных перевозок, для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов. Хочу пожелать, чтобы все планы исполнились и "Аэрофлот" занял достойное место в формировании современного облика авиационного транспорта России. И конечно, принял участие в том, чтобы дать новый импульс для экономического развития и повышения благосостояния наших людей.

С.Александровский: Спасибо, Михаил Владимирович, мы со всеми вызовами и задачами справимся.
Авторские права на данный материал принадлежат «Правительство Российской Федерации». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка