О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Язык жестов у спасателей: специалисты Московского авиацентра рассказали о способах коммуникации в воздухе и на земле

Международный день жестовых языков. Он напоминает нам о проблемах глухих и слабослышащих людей, а также демонстрирует, насколько универсальным и необходимым может быть жестовый язык в различных сферах деятельности. В учреждениях, подведомственных Департаменту по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, специалисты также используют свой язык жестов.

В Московском авиацентре жесты и сигналы играют ключевую роль в обеспечении безопасной и эффективной координации действий пилотов, техников и спасателей. Они необходимы в условиях, когда передача информации с помощью слов невозможна из-за большого расстояния или высокого уровня шума. Международная организация гражданской авиации разработала строгую систему жестов, которые помогают специалистам на расстоянии управлять воздушными судами. Секретами координации действий "Земля-воздух" поделились сотрудники Московского авиационного центра.

При посадке воздушного судна используются различные сигналы, которые помогают экипажам правильно ориентироваться на летном поле. Например, если регулировщик поднимает руки над головой ладонями внутрь - это означает, что вертолет должен рулить прямо на него. В случае, если руки подняты на уровне плеч и горизонтально вытянуты в обе стороны - это сигнал для зависания над площадкой. Когда регулировщик "говорит" о снижении, он поднимает обе руки на уровне плеч ладонями вниз.

Авиационные техники Московского авиацентра внимательно следят за тем, чтобы ничего не мешало приземлению, контролируют состояние взлетно-посадочной полосы. Их основная задача - встретить борт и обеспечить его благополучный спуск.

Бывает так, что с первого раза пилоты не могут посадить вертолет на указанное место. В этом случае еще раз подается сигнал - регулировщик одну руку поднимает вверх, а другой указывает направление, куда экипажу необходимо сместиться.

Как отмечает заместитель командира летного отряда учреждения Евгений Артюхин, история жестов началась еще с периода зарождения самой авиации и дополняется по мере появления новых видов работ.

"Например, сегодня мой любимый жест с земли - это когда я вижу регулировщика со сложенными крестообразно руками перед телом. Он означает, что работа успешна завершена и можно выключать двигатели вертолета", - поделился Евгений.

Не менее значим язык жестов и в спасательных операциях. Все 26 сотрудников службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра владеют жестовым языком, что особенно важно при беспарашютном десантировании. Например, чтобы поднять пострадавшего на борт вертолета, спасатель поднимает руку вверх - это означает "готов к подъему".

Участвуют они также и в посадке вертолета на месте происшествия. Здесь используют следующие сигналы:

1. "Точка приземления" - спасатель стоит, вытянув руки буквой Y.
2. "Направление ветра"  - спасатель стоит спиной к ветру, вытянув руки в стороны.
3. "Двигайся вниз"  - отмашка руками с ладонями, обращенными к земле.
5. "Двигайся вверх"  - отмашка руками с ладонями, обращенными вверх.
6. "Стоп" - движение с перекрещиванием рук внизу.

Жестовый язык специалисты авиацентра используют и во время воздушных транспортно-спасательных работ. Например, когда вертолетом доставляют к месту происшествия крупногабаритный груз на внешней подвеске или с помощью гидравлического захвата расчищают дорогу после автомобильной аварии. В этих случаях спасатели на земле помогают пилотам по время "висения" поставить, закрепить или захватить груз. Так, например, если руки спасателя согнуты в локтях на уровне пояса - "груз прицеплен".

Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения Московского авиацентра Александр Панормов отмечает: "Наши спасатели постоянно работают с экипажами. Поэтому жестовому языку обучены и имеют большой опыт выбора площадки при посадке вертолета, крепления грузов к внешней подвеске, регулирования гидравлического захвата".

Важно, чтобы сигналы подавал один человек и его одежда была яркой и контрастной. Сотрудники авиацентра, например, дополнительно используют отражающие жилеты яркого салатового цвета.

Язык жестов в Московском авиацентре - это не просто способ общения, а жизненно важный инструмент, который помогает обеспечивать безопасность и эффективность в работе пилотов и спасателей. В условиях, когда слова могут быть не услышаны, условные сигналы становятся основным средством передачи информации в таких важных сферах, как авиация и спасательные операции.

Мир тишины, в котором пребывают и аквалангисты под водой, вынуждает доносить информацию беззвучно. Так появились сигнальные жесты, их еще называют дайв-сигналами. К дайв-сигналам порой прибегают водолазы Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах.

Как правило, для связи работающего водолаза с поверхностью используется кабель-сигнал и телефонно-микрофонная гарнитура в полнолицевых масках. И если под водой работает один специалист, то жестами ему объясняться попросту не с кем. Комментировать действия оборудование позволяет голосом. Либо сигналы передаются через сигнальный конец. Но есть и такие подводные задачи, что подразумевают работу сразу нескольких водолазов. В этом случае между собой они могут общаться жестами.

Словарь дайв-сигналов прикладной, включает в основном глаголы, так как коммуникация под водой служит для обеспечения безопасности или выполнения рабочих задач. Большинство из этих жестов интуитивно понятны и часто употребляются в обычной жизни. Например, чтобы подняться на поверхность, можно показать большой палец вверх. Палец вниз, напротив, означает погружение. А уж знак "ОК" известен практически каждому - им водолазы говорят: "Я в порядке".

Так жесты под водой - хоть и редко используемое, но жизненно-важное средство, которое обеспечивает эффективность работы и безопасность спасателей.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка