Перспективы отечественного двигателестроения
Тема: Перспективы отечественного двигателестроения
Саша, а не боишься, что в конце концов здравый смысл и нас самих, того... победит, а?
В стиле: "Если долго мучиться,//Можно сильно скрючиться" (а вовсе не "что-нибудь получится", как пелось в нашем советском детстве).
В начале недели из типографии выходит очередной номер журнала "Двигатель", первый в этом году, открывающий 11-й год его существования в этой ипостаси (а с начала выхода - 102-й).
12 марта было аккурат 10 лет как мы его в таком виде начали издавать.
Дмитрию Александровичу Боеву
и Александру Гомбергу.
Вчера, в воскресенье -15 марта в 21:00 по каналу ТВЦ (3 канал) в передаче "Итоговые вести с Анной Прохоровой" (как-то так), неожиданно показали большой сюжет про наш авиапром. Помимо съёмок наших Саратовских "летающих тарелок" под чехлами в пустых ангарах, там был очень интересный сюжет, который имеет самое прямое отношение и к вашей специальности и к вашим интересам. Показали некого мужичка - завлаба, и показали его "принципиально новый" ДВС, а также и полученный на него патент. Мужичок как всегда жаловалсмя - что "никому не надо, начать производство невозможно". Но выглядела конструкция очень любопытно - толстый почти идеальный цилиндр (маленькая бочка) , с выводом шестерни с одного торца и парой электро-разъёмов - с другого. Были названы и характеристики. Очень впечатляющие - при весе 15 кг - развиваемая мощность до 100 л.с. и расход топлива вдвое меньший, чем у классического. Меня очень впечатлило. Думаю, что ЦИАМу стоило бы в этом деле разобраться.
Никаких координат, я естественно не запомнил. Но это просто - звоните телевизионщикам, они снимали, они и выведут.
Сергей! Опять на грош пятаков? Сколько мы видели гениальных и продвинутых изобретателей! Супердвигателей. Сейчас стало поменьше, но все равно встречаются. И публика и пресса любит чудеса. Никто не против нового, но было бы неплохо для начала обеспечить народ "черным хлебом" - обычными но настоящими авиадвигателями, и что бы они выпускались серийно. А уже потом думать о "черной икре", то есть каких либо новшествах. Но именно этот вопрос и не решается. Вы думаете денег на двигатели не выделяются? Да один только Шнякин (Тольятти) со своим Ванкелем скушал столько денег, что хватило бы закрыть все потребности наши в авиамоторах! Ну а нынешние ЦИАМовские "спецы" никогда моторов поршневых не делали, а только наблюдали как это делают другие. Их предпочтения тоже лежат в сфере экзотики, так что это к ним. И очень хочется им, чтобы единственным мотором оставался М14П - пока он единственный - и деньги нужно давать только под его модернизацию.
Нет, я имел в виду, что если есть готовый экземпляр - то почему бы его не испытать прежде чем делать выводы - мошенник это или гений.
09:33 Мизин Сергей пишет:"... при весе 15 кг - развиваемая мощность до 100 л.с. и расход топлива вдвое меньший, чем у классического..."
- Конечно же всё может быть, но давайте попробуем поговорить об этом изделии в понятиях материаловедения, прикладной гидрогазодинамики, теплонапряжённости конструкции, и т.д. и т.п...
Здесь надо ещё учитывать эффект телевидения. Какие вопросы задавали и что на них отвечали.
Хотя конечно, самое непонятное - про теплонапряженность при такой мощности и таком размере. Но тут надо просто проверять.
В принципе лучшие (японские) мотоциклетные двигатели имеют очень схожие параметры - и размер, и мощность. Хотя они несколько тяжелее - до 3 раз. Потому - в принципе, такое может быть. Звучит достаточно правдободобно. Если есть преимущество в конструкции, то имеет смысл.
Так что если есть, что проверять - я бы проверял.
Правда, если А.Гомберг угадал и речь идёт именно об известном ему конкретно горе-изобретателе (а в наше время таких большинство) - то и обсуждать тут нечего. Но это тогда конкретно - именно по источнику и имени человека выясняется: да, это тот самый тип который уже 30 лет опровергает термодинамику и доказывает теорему Ферма.
Конкретного автора не знаю, но чудес практически не бывает! Особенно это касается самой консервативной области техники - авиационного поршневого моторостроения, а я самый закоренелый консерватор! Не нужно сейчас отвлекаться НИ НА КАКИЕ НОВШЕСТВА - НУЖНО ПРОСТО ВЫПУСКАТЬ НОРМАЛЬНЫЕ НАСТОЯЩИЕ ДВИГАТЕЛИ для своих собственных потребностей. Будет серийка, восстановится и школа конструирования, будут и новые модели. Моторы нужны сейчас, как можно быстрее и с минимальными рисками. Фактические моторы! На амбициях авторов супермоторов не полетаешь. А в основе развития - фундамент, базис и ...назовите как хотите - налаженное серийное производство, сервис, ремонт. Бегая за фантазиями мы уже лет 30 без моторов сидим.
А про "изобретателей" можно уже целый роман написать, столько накопилось материала! Получиться такой юмористический сборник, но большинство из них ....похожи друг на друга! Я уже могу их и сортировать по психо-типам, классификатор можно сделать. Что бы не тратить попусту время у меня есть секретный список тестовых вопросов, которые сразу же позволяют оценить с кем имеешь дело, а чаще всего человек и сам дает свое видение задачи, а я просто ставлю в уме галочки. Есть правда образцы, которые даже крутятся (очень редко) - тогда как не начнешь испытания, так сразу совсем не те данные, о которых говорит автор, вылезают. Но и тут у некотрых есть свои приемчики по подтасовке результатов, но тогда говоришь, что бы показали вживую - а они, ну у нас же есть протоколы испытаний, и видео можно посмотреть!
Вот будут у нас настоящие моторы, тогда на пенсии буду писать про изобретателей роман.
С другой ветки, но здесь тоже будет кстати:
Ну почему же, есть летательные аппараты, которые и без двигателей летают! Все на планера! Еще на мускульной тяге можно...Ну а уж аэростаты, тепловые например, я их очень люблю и уважаю....
Вообще перемещение без двигателя - это мое любимое хобби: ни тебе шума, ни вони, ни бензина. Сейчас вот осваиваю парусную лыжу. А для общения зачем вообще летать туда-сюда, когда есть интернет? А лошадки, верблюды, собачьи упряжки - просто мечта! И кажется наши верховные авиаменеджеры со мной согласятся! Нашему народу самолеты ни к чему! Они же о нас заботятся, а вы их в чем то нехорошем подозреваете!!
На одном из МАКСов Александр Гомберг рассказывал:
- Подходят тут ко мне какие-то ребята и просят: Помоги, мол нам! Мы тут мотор новый придумали. И не только придумали, но и построили! Характеристики - СУПЕР!!! Один только у него недостаток. Небольшой... Мы его как заводить начинаем, то он заводится, но через две - три вспышки ломается коленчатый вал! И так не первый раз уже. Штук пять валов таким образом поменяли. А ведь мы его на прочность считали!! Помоги разобраться, в чём дело?
- Ну, а вы КАК
... виноват!
- Ну, а вы КАК его считали?
- Ну, как... Взяли ожидаемую мощность, ожидаемые обороты, поделили одно на другое и получили КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ. Ну, и по всем формулам статики, на изгиб, да на скручивание - так у нас до "сигмы-вэ" ещё процентов двадцать запасу было. А он - на первых же вспышках - и пополам! Помоги, слышь? А то мотор-то - СУПЕР!!!
Да, Сергей, практически так и было. Правда чертежи то мне приносили на экспертизу еще когда он был только на бумаге, указал тогда 6-8 мест, вызывающих сомнения. Потом на стенде он ломался в п.№1, так что до остальных дело не дошло. Но это был самый обычный мотор! А что говорить об экзотике. Вот и Салют купился на такого изобретателя, мотор даже сделали! И на этом все кончилось, тихо и без шума. А ведь Елисееву предлагали совершенно нормальные проекты. Часто изобретатели очень напористые и самоуверенные на фоне махрового невежества. Да иногда и в нашем журнале можно встретить не очень-то реальные проекты, но это что бы публику поразвлечь! Да и по поршневикам теперь специалисты где? А те, что работают в официальных структурах скорее клерки, чем инженеры. Вот и нет результатов. Ничего умнее чем "содрать" что-нибудь на Западе (или теперь на Востоке) предложить не в состоянии. Но содрать - тоже мозги нужны и опыт.
Мотористы на пороге стагнации
Традиционно в конце первого квартала АССАД подводит итоги работы предприятий авиационного моторостроения, входящих в это отраслевое объединение. "АвиаПорту" стали известны некоторые показатели, пока предварительные
http://www.aviaport.ru/news/2009/03/17/168857.html
16.03.2009 Гомберг Александр пишет: "... А про "изобретателей" можно уже целый роман написать, столько накопилось материала! Получиться такой юмористический сборник, но большинство из них ....похожи друг на друга! Я уже могу их и сортировать по психо-типам, классификатор можно сделать...."
- Александр Аркадьевич, по-моему Вам уже НУЖНО издать "Классификатор-определитель" изобретателей "вечных" супер-двигателей! А то ведь пропадёт-то весь опыт, и потомкам ничего не останется.
А так, спустя много-много лет, археолог случайно раскопает Ваш Определитель, отмоет от вековых наслоений всякой грязи, восстановит и расшифрует с забытого языка, и тем самым, существенно обогатит науку будущего!
И скажут, что оказывается, в глубокой древности, некоторые умудрённые люди могли "раскусывать" изобретателей "вечного двигателя" от которых до сих пор нет никому спасения!