Перспективы отечественного двигателестроения
Тема: Перспективы отечественного двигателестроения
andrey_che пишет:
Интересно, а в РФ что-либо делается в области керамических материалов для горячего тракта ВРД...?
Александр Иноземцев в статья 3-летней давности:
«По сравнению с современными серийными авиационными двигателями: российским ПС-90А (Ил-96, Ту-204, Ил-76) и франко-российским SaM146 (SSJ-100) при разработке ПД-14 сделан качественный рывок в основных параметрах, в том числе: по степени двухконтурности (в 2 раза), температуре газа перед турбиной (на 100 К), суммарной степени сжатия в компрессоре (на 20…50 %). Все это обеспечивает снижение удельного расхода топлива на 12…16 % и соответствие перспективным экологическим требованиям по шуму и эмиссии вредных веществ.
Указанный рывок обеспечивается применением передовых технологий проектирования. Нашими партнерами в короткий срок освоены новые уникальные технологии изготовления деталей и узлов нового двигателя:
Технология изготовления пустотелой титановой рабочей лопатки вентилятора (осваивается на УМПО) позволяет снизить массу детали на 30%, что дает суммарное снижение массы двигателя на 8-10%. Внедрение на "Пермском моторном заводе" технологии изготовления монокристаллических рабочих лопаток турбины из сплавов нового поколения с защитным керамическим покрытием второго поколения позволило поднять температуру газа перед турбиной до 2000 К. Технология изготовления деталей мотогондолы и двигателя из полимерных композиционных материалов (до 65% деталей мотогондолы (по массе) из ПКМ) снижает общую массу силовой установки на 7…8%. С целью обеспечения ресурсных характеристик и последующей сертификации двигателя c применением 3-й стратегии управления ресурсом впервые в российском двигателестроении развернута работа по созданию банка механических характеристик конструкционных материалов, применяемых в двигателе.»
--
Пермское моторостроительное КБ и "Туполев" отмечают 75 лет совместной работы - ВПК.name
Посторонним В., Тоба что нибудь новенькое пишет про ПС-90?
Seerndv'у...
...а что может быть новенького "за ПС-90"..?
... ну, окромя того, что он надысь слетал в Антарктиду:
Авиакомпания "Волга-Днепр" выполнила летные проверки Ил-76ТД-90ВД в Антарктиде
...а чё... красиво:
...
...новенькое сейчас - ПД-14... вона - вполне вменяемая статья:
В ЦИАМ завершился первый этап испытаний ПД-14 - ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство
А там не всё так просто ... если верить работникам пермского комплекса.
Если я правильно понял Тобу, есть некие усилия по унификации ПС-90А, ПС-90А2, ПС-90А3, ну и в какой-то мере ПС-90-76.
Посторонним В. участвует в параллельном форуметом форуме, может принесёт свежих новостей.
Seerndv, не принесу!.. ;)
Видимо, этап достаточно серьёзный, чтобы инсайд сливать.
Имел в виду ПД-14...
Про ПС-90 спрошу.
09:03 Посторонним В пишет:"..... с защитным керамическим покрытием второго поколения позволило поднять температуру газа перед турбиной до 2000 К....."
- Если не ошибаюсь, "имеемое в виду" "защитное керамическое покрытие второго поколения" на лопатки ТВД наносятся дополнительно поверх "защитного покрытия 1-го поколения" технологически "через задницу" методом электронно-лучевого напыления.... С фиговейшей производительностью процесса, кучей проблем с адгезией, разнотолщинностью и пр. "радостями"...
О применяемых в РФ серийных защитных покрытиях на лопатках ТВД пожалуй достаточно подробно (специалисты будут смеяться...) можно почитать вот тут...:
Испытания и исследования покрытий - покрытия на лопатках ТВД
Испытания и исследования покрытий - покрытия на лопатках турбин
Испытания и исследования покрытий - лопатки газовых турбин
Испытания и исследования покрытий - алюминидные покрытия
Испытания и исследования покрытий - алюминидные покрытия - ТУ на ВСДП11
- Лично я, задавая вопрос о "керамических материалах для горячего тракта ВРД" надеялся услышать хоть что-то о использовании керамики не в качестве покрытия, а в качестве конструкционного материала....
- В своё время появлялась информация о неком опытном сопловом аппарате и рабочем колесе стационарной ГТУ из керамических материалов...:
Журнал "Газотурбинные технологии" - Высокотемпературные двигатели с применением конструкционной керамики
...
- И даже было в своё время создано под эти цели ООО «Научный Центр «Керамические Двигатели» им. А.М. Бойко»....
... правда, этот самый центр прославился не своими разработками а громким выселением из-за долгов....
... вот и решил спросить, "а вдруг" что-то таки деется в России в данной области.... "не смотря ни на что"...
А то ведь "проклятые буржуины" всё работают и работают в данной области....
P.S.:
- Хотя, ведь действительно, "чудес на белом свете не бывает"...
Ондрий_Че, а это что, разве первая волна моды на керамику?
В семидесятые были уверены, что у ДВС как минимум цилиндры будут из керамики, а а то и весь блок цилиндров.
Ну и де оно?
Вам старую ТМ отсканировать на эту тему или поднять чо посерьёзней?
Есть у кого информация по Салютовскому ТВ-500С? Работы заглохли или еще есть надежда?
Qatar Airways потребовала отложить поставку первого самолета A320neo | Авиатранспортное обозрение
Стартовый заказчик ремоторизованных узкофюзеляжных самолетов Airbus A320neo — авиакомпания Qatar Airways потребовала отложить поставку первой машины, которая должна была состояться до конца 2015 г., пишет Aviation Week со ссылкой на источники в отрасли. Причиной стала недоработка турбовентиляторного редукторного двигателя Pratt & Whitney PW1100G.
Недовольство катарского авиаперевозчика вызвало то, что в существующей конфигурации после запуска двигатели должны проработать три минуты на холостом ходу. Из-за этого самолет не может сразу после включения силовой установки начать руление на собственной тяге.
Для устранения недоработки производитель должен заменить подшипники на валах (каких именно, не уточняется) и обновить программное обеспечение. На работы должно уйти несколько недель.
Впрочем, Airbus все же может достичь своей цели и поставить первый A320neo в 2015 г. Это произойдет, если принять машину вместо Qatar Airways согласится авиакомпания Lufthansa. Переговоры по этому поводу еще не завершены, однако руководство немецкого перевозчика в принципе не возражает против такого варианта.
Предварительно поставка намечена на 22 декабря. Ввести самолет в коммерческую эксплуатацию Lufthansa рассчитывает 6 января 2016 г. Ожидается, что из-за неполного соответствия характеристик двигателей расчетным показателям на первых порах авиакомпания поставит самолет на рейс между Франкфуртом и Гамбургом, где она располагает большими центрами ТОиР. При этом авиаперевозчик рассчитывает, что за эти неудобства он получит скидку.
Если стартовым эксплуатантом A320neo станет Lufthansa, Qatar Airways отодвигается на второе месте, а третьей новые самолеты должна получить индийская низкотарифная авиакомпания IndiGo.
Двигатель PW1100G — лишь один из вариантов для оснащения Airbus A320neo. В качестве альтернативы на машины предлагается установить турбовентиляторные моторы CFM International LEAP-1A, которые в конце ноября прошли европейскую и американскую сертификацию.
Считаю всю эту беготню с "напылениями защитных покрытий" на горячие детали реактивных двигателей полной фигнёй. Обоснование научное : температурные режимы этих современных турбин почти идентичны температурам при напылении. Потому этот "защитный слой" прослужит не сильно дольше, чем он напылялся. :) То есть, попросту улетит полностью через несколько часов.
Новейший двигатель ПД-14 прошел первый этап высотных испытаний
10 декабря, AEX.RU – В Научно-испытательном центре Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (НИЦ ЦИАМ) в подмосковном Лыткарино на высотном стенде испытали турбореактивный двухконтурный двигатель ПД-14 для отечественного авиалайнера МС-21, сообщает пресс-служба ЦИАМ.
Специалисты смоделировали в термобарокамере условия полета на высоте 11000 метров. Высотно-компрессорная станция и комплекс холодильно-осушительных машин института обеспечивали подачу охлажденного и осушенного воздуха в термобарокамеру в количестве 210 кг/с. Для подготовки к испытаниям ПД-14 высотный стенд Ц-1А модернизировали для повышения точности измерений с помощью современных технических средств.
Высотная база НИЦ ЦИАМ также прошла необходимую подготовку, как по комплексу компрессорных и эксгаустерных машин, так и по комплексу холодильно-осушительных машин. Испытания продемонстрировали эффективность новых технологических стендовых систем, разработанных в ЦИАМ специально для обеспечения испытаний двигателей типа ПД-14.
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Богинский подчеркнул большую значимость подобных работ: «Испытания ПД-14 на стенде Научно-испытательного центра ЦИАМ – знаковое событие для всего авиадвигателестроительного сектора отечественной авиационной промышленности. Впервые после 30-летнего перерыва мы испытываем на высотном стенде НИЦ ЦИАМ отечественный гражданский двигатель нового поколения».
«Символично, что первый этап натурных испытаний ПД-14 совпал по времени с работой Научно-технической конференции «Авиадвигатели XXI века» и 85-летним юбилеем института, который мы отмечали 3 декабря, – приводит пресс-служба ЦИАМ слова генерального директора ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» Владимира Бабкина. – Испытания ПД-14 наглядно подтверждают значимость науки в разработке авиационных двигателей и роль Центрального института авиационного моторостроения: наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации, такие как высота, скорость, температура, влажность и другие, могут быть выполнены в России только на стендах НИЦ ЦИАМ».
Напомним, что решение о создании ПД-14 было принято в июне 2008 года после посещения Владимиром Путиным Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), когда Президент поддержал инициативу Генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Александровича Иноземцева и президента Ассоциации государственных научных центров РФ, Генерального директора ВИАМ, академика РАН Евгения Николаевича Каблова по созданию нового отечественного газотурбинного двигателя. В ВИАМ было разработано 20 новых материалов и доработано более 50 марок материалов, организован выпуск полуфабрикатов этих материалов на металлургических заводах, а также выпущена вся необходимая нормативная техническая документация для производства деталей ПД-14.
В институте впервые в отечественной инженерной и технологической практике сконструировали и изготовили мотогондолу ПД-14 из полимерных композиционных материалов. Для деталей и агрегатов мотогондолы в ВИАМ были созданы препреги, угле- и стеклопластики, которые по характеристикам не уступают лучшим мировым аналогам и производятся в институте. Кроме того, методом аддитивных технологий из отечественной металлопорошковой композиции в ВИАМ изготовили «боевую» деталь двигателя ПД-14 – завихритель фронтового устройства камеры сгорания.
http://www.aex.ru/news/2015/12/10/146873/
- порадуемся за ЦИАМ-овскую испытательную базу. однако:)
Двигатель ТВ7-117ВК для вертолета "Минога"
Журнал "Jane's Defence Weekly" в статье Николая Новичкова "Kamov developing new Minoga maritime helicopter", сообщающей о разработке в АО "Камов" перспективного морского вертолета "Минога", приводит слайд, почерпнутый, по-видимому, из презентации АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК), с изображением создаваемого для "Миноги" турбовального двигателя ТВ7-117ВК. НИОКР по этому двигателю максимальной взлетной мощностью 3000 л.с. (кратковременная чрезвычайная мощность - 3750 л.с.), оснащаемому цифровой автоматической системой управления БАРК-6, должны быть произведены ОАО "Климов" в 2015-2020 годах. На слайде приводится и предполагаемое экскизное изображение самого вертолета "Минога".
Со стороны bmpd напомним, что проект двигателя ТВ7-117ВК (ВК-3000ВК) числился в разработке у АО "Климов" еще с конца 1980-х годов, предлагаясь изначально для модернизации боевых вертолетов семейства Ка-50/52. От создаваемого для вертолета Ми-38 двигателя ТВ7-117В модификация ТВ7-117ВК по первоначальному проекту отличалась выводом вала отбора мощности назад и применением выхлопного патрубка с поворотом потока на 60 градусов.
Минога
"К" - надо полагать, корабельный?
Аха, г-н Пантелеев ( прально, нехрен простых инжинегров баловать своим вниманием:) так и не откликнулся, но вот в новостях его сообщение:
ОДК ВЕДЕТ 13 ОКР И 14 НИР - В.БЕЛОУСОВ
Москва. 24 ноября. АвиаПорт - АО "Объединенная авиастроительная корпорация" одновременно ведет научно-исследовательские работы по 14 направлениям, и по 13 направлениям - опытно-конструкторские работы, заявил на конференции по авиационному двигателестроению, проходящей в ЦИАМ, заместитель генерального конструктора корпорации Виктор Белоусов.
Он уточнил, что по гражданской тематике одним из основных перспективных направлений является создание новых двигателей на базе унифицированного газогенератора. В частности, речь идет о создании двигателя ПД-12В для перспективного тяжелого вертолета, ПД-10 для удлиненной версии самолета Sukhoi Superjet, ПД-7 для ремоторизации Sukhoi Superjet 100 и самолета-амфибии Бе-200. Предусматривается и создание версии ПД-14М, который планируется применить на самолетах МТС и МС-21-400. Кроме того, заявил В.Белоусов, на базе масштабированного в 1,4 раза газогенератора ПД-14 планируется создание линейки двигателей с тягой от 20 до 35 тонн. Применительно к двигателю максимальной тяги, по словам специалиста, сейчас прорабатывается две схемы привода вентилятора: "прямой" и редукторный.
Кроме того, В.Белоусов рассказал о направлениях развития двигателя ТВ7-117. По его словам, на базе вертолетной версии будет создана форсированная модификация с мощностью на чрезвычайном режиме 3750 л.с. против 3140 л.с. у базового ТВ-7-117В. Двигатель прорабатывается в двух вариантах, для вертолета Ми-383 и для перспективного транспортного вертолета разработки АО "Камов".
- т.е. идеи о новой центробежной ступени победили?
Привет Украине
Морским двигателям придали ускорение - ВПК.name
НПО «Сатурн» завершило первый этап опытно-конструкторских работ по созданию трех морских газотурбинных двигателей: М-90ФР, Агрегат ДКВП и М-70ФРУ реверс, которыми должны оснащаться абсолютно все новые отечественные боевые корабли
«Мы рассчитываем, что уже до конца декабря этого года “Сатурн” отчитается перед нами о выполнении и второго этапа этих работ, — говорит директор Департамента судостроительной промышленности Минпромторга Максим Кочетков. — К началу 2017 года все газотурбинные двигатели уже будут разработаны и изготовлены первые опытные образцы, которые отправят на испытания. А с 2018 года запланирована поставка этих агрегатов на корабли для нашего ВМФ». Этот проект имеет высший приоритет в программе импортозамещения в отечественном ВПК, и от его успеха в прямом смысле слова зависит боеготовность как минимум полутора десятков строящихся и проектирующихся фрегатов, корветов, крейсеров и десантных кораблей.
Еще несколько лет назад все морские газотурбинные двигатели для наших кораблей либо приобретали в готовом виде на Украине у николаевского предприятия «Зоря-Машпроект», либо Украина делала их для России в кооперации с НПО «Сатурн». Правда, в последнем случае наиболее высокотехнологичные части двигателя, включая газогенератор и турбину высокого давления, украинцы изготавливали самостоятельно. Но в начале прошлого года после запрета украинских властей на поставку в Россию продукции двойного назначения это сотрудничество полностью прекратилось. При этом уже изготовленные и оплаченные Россией установки были законсервированы, их поставка так и не состоялась.