Проект ПАКФА. Надежда или утопия
Тема: Проект ПАКФА. Надежда или утопия
Г-ну Друзину. Извините за неудобный акцент на Вашей теме. Но НИОКР нужны не сами по себе,цели нужны, для дальнейшей трансформации в продукт - ПАК ФА, гражданский ли, можно даже в скоростной поезд. Это НИОКР ( как правильно замечено) , а не сборник сказок в обмен на госфинансы. Сказки у М.Калашникова , но заметно дешевле ПАК ФА...
Про т.н. окупаемость - да, для обороны можно и в убыток ( если доктрина есть, вероятный противник в наличии, Система применения - наземка, службы спутниковые и др.). Так сейчас закупайте, что есть - а ВВС знай сопит и по карманам ныкает. Думаете, завтра что-то изменится?
И еще - ПАК ФА всегда подавали как способ сделать, продать и - ужо заживем!!! А сколько государство потратит - ну так НИОКРРРРР... И наконец, уже проходили на 4 поколении - сделали, хорошо сделали, продаем - даже Америка завидует, а как живет авиапром на эти"барыши"? Думаете, завтра что-то изменится?
Да, думаю и надеюсь, что изменится, иначе через некоторое время изменятся будет нечему, наверху похоже начинают понимать, что если кто и будет выводить Россию из положения сырьевого придатка и возрождать государство, так это авиационная и космическая отрасли, где мы слава Богу пока еще занимаем сильные позиции. А сдвиги уже проявляются, конечно не так как хотелось бы, но они позволяют надеются.. Посудите сами, зарплата сейчас на заводах, выпускающих высокотехнологичную продукцию, выросла в разы, началось действительно реальное финансирование НИОКР и пр. Но опять же количество этих средств не позволяет провести какие-то кардинальные изменения в один момент, ибо, как было верно подмечено, канули в лету большевики со своими принципами работы, а теперь единой идеей никого не накормишь и работать свыше всяких норм за спасибо никто уже не станет.
Евгению Друзину: задачи ВВС и КВ - защита аэрокосмической транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Защита гражданских объектов и воздушно-космического пространства России от посягательств "неопознанных объектов" и необдуманных действий военно-политических сил вероятных противников.
Военная авиация нам нужна и должна совершать регулярное патрулирование воздушно-космического пространства в проблемных зонах и обеспечивать военно-политические интересы.
А вопрос прибыльности очень прост - если деятельность ВВС и КВ будет обеспечивать экономическое развитие России, то тем самым будет увеличиваться экономический фундамент как гражданской жизни, так и военной организации. Хотя ТЭО я Вам предъявить сейчас не смогу - здесь критерии нужно вырабатывать, систему показателей конструировать.
Вот видите, как все четко и понятно, тогда почему столько шумихи вокруг проблемы военной доктрины применительно к ВВС? А как же быть с целыми трудами по тактике применения авиации, боевыми уставами, где все четко и ясно прописано, как, где и с кем воевать? Или это в расчет не принимается когда надо в очередной раз пустить слезу по поводу как много говорится и ничего не делается. Хотя в этом тоже есть доля здравого смысла
Шумиха касается совсем не интересов России, а гламурных интересов отдельных индивидов. Одни жаждут, чтобы их признали истиной в последней инстанции под конец их академической карьеры. Другие жаждут стать олигархами нового столетия, чтобы рулить самолично страной - болезнь Березовского заразная. Как Вы верно заметили - всё упирается в наличие здравого смысла. Или в его отсутствие. Хотя, если вдаваться в теорию войны и военной организации (всякие там стратегии непрямых действий), вспоминать модную тему сетевого управления, то, конечно же, есть о чём задуматься. Но думать Иванов с Погосяном уж точно об этом не будут. Им же "не по чину". Вот только на кой ляд нам такие лидеры?
И снова все верно, только вот были за последние двадцать лет у нас руководители более достойные Сергея Борисовича? Не было. И то что только благодаря ему был подписан законопроект о выделение на перевооружение армии 15-ти триллионов рублей до 2015-го или какого-то там еще тоже надо принять во внимание
Нет, ну решительно: что в самом деле корнем всех бед считать человека, который хоть что-то делает. Или, как в поговорке: грузим на ту лошаль, что везёт? То полодение, в которое попала и армия, и страна в целом - придумал не Иванов (и даже не его экономист-преемник). Но на предыдущих что-то не катили.
Возвращаясь к теме собственно. Помоему ПАК ФА - это необходимость. Где то писал, извините, если повторюсь: кб может существовать только в работе. Иначе смерть. И в таком случае восстановление займёт годы, а то и десятилетия, опять же при наличии работы. Это завод можно создать на пустом месте, закупив оборудование и обучив специалистов. КБ настолько тонкий организм, что даже наличие классных специалистов не гарантирует успеха - нужен грамотный и ответственный руководитель (он и везде нужен, но в КБ его роль определяющая) - главный конструктор, лично принимающий основные технические решения. Да и много чего еще...
Что до техники - даже отрицательный результат будет результатом. Я участвую в этих работах со стороны смежников, вижу кое что своими глазами - многое делается из соображений технического авантюризма и комфортного распила средств, а не с позций оптимальности технических решений. Но в процессе даже такой работы появляются проблемы, которые надо решать, и проверяются пути их решения. Когда это всё складывается с опытом сегодняшних 60-70-80 летних (которым поклон за то, что они ещё ходят на работу), в голове появляется довольно чёткая картина, что и как надо делать.
Полагаю, что при нынешнем отношении к делу и способностях менеджмента и компаний, и заказчика, и отраслевых институтов, и правительства - ничего мы толкового в этом проекте не сделаем. Но осадочек останется и позволит при появлении нового качества постановки задач и управления процессом разработки стартовать с места совсем-совсем не пустого. Плюс некоторые наработки можно применить при модернизации существующих бортов, что существенно повысит их возможности при сохранении умеренной цены - вот это мы потянем даже пр нынешней ситуации.
То Ole_
Что до техники - даже отрицательный результат будет результатом.
В каком-то смысле - да, но такой подход (методом научного тыка) нынче несколько дороговат. Может и поэтому тоже те ассигнования, которые сейчас согласно выделить государство, не работают достаточно эффективно, поскольку мы - деды, привыкли к другому финансированию и к другой свободе творчества, не оглядываясь на каждую копейку? Всегда под рукой был тот, кто поедет в Главк и выбьет финансы.
Свобода творчества в таком смысле - необходимое условие конечного результата. Возьмите любое КБ - на сколько удачных образцов - сколько неудачных? Да и до десятка доходит иногда... Не окончательных изделий конечно десяток, а опытных там, или прототипов.. А с нас сейчас филологи да юристы да бывшие комсомольцы требуют сразу конфетку. Не будет новой конфетки при таком подходе. А будет старая подсушенная и в новой обёртке.
Конечно, сейчас больше возможностей и в плане испытаний, и моделирования. Конечно надо соответствующим образом оформлять тот задел который образовался в неудачных проектах. Но метод проб и ошибок - единственный путь в технике. Эмпирическое знание редко приводит там к полноценному конечному результату.
Ну и, стоит еще раз вспомнить: для того, чтобы получить результат, или хотя бы приступить к работе - надо хотя бы поставить задачу. Хотя бы общую. А у нас ни концепции того, что будем делать (о чем уже печатали здесь), ни направления работ. Сплошной свободный поиск методом тыка. Может, наука так и развивается, но производство - рушится. В условиях конкуренции. Дурауов-то не так и много.
Честно говоря, даже при наличии мозговых центров при министерствах в советское время, особо не заморачивались поиском свежих путей. И один из главных вопросов: "а какой разрабатываемой (или существующей) технике "у них" будет противопоставлена предлагаемая вами?" Этот "зеркальный" принцип гнул любую идею везде, в любой оборонной технике.
А теперь, строго говоря, даже и гнуть-то некому. И некого.
При "той" системе неудачными проектами могли оказаться даже те, которые невозможно сдать в нужные сроки (к очередному съезду КПСС). Технический прорыв мог конфликтовать с исполнительским рвением. Сейчас мерилом стала незаполненность рыночной ниши по проектируемому изделию. Если нельзя хотя бы окупить проект продажами, то и делать не стоит. Но все ли подходит под это правило? И насколько исключения определяют экономическую политику в целом? Государство - это экономический механизм, который создает и потребляет финансы для обеспечения своей же работоспособности. Иначе говоря, тратит на своих граждан. И когда оно забывает об этом смысле своего существования, механизм разрушается
Какое философское раздолье для манипуляций. Коллеги, давайте не будем вновь о сказках, а посмотрим реально. Слов то много, а на деле? На деле преимущественно идёт пиленье денег. "Погосян и К" взяли, как тут выяснилось, фактически готовые проекты самолётов (то есть думать то не захотели или не смогли) и нужно то было только довести до ума, не совершить принципиальных ошибок, но что в результате!? Нас просто кинул Боинг, который работает, как оказалось, аж по нескольким таким проектам по всему миру, нам подсунули бесперспективный и проблемный двигатель, который висит от близко к земле, что больше смахивает на пылесос. И после этого можно сколько угодно вести разговоры про переоборудование заводов, про рабочие места. ССЖ оказался банальным лохотроном. И можно сколько угодно втирать всем, что безграмотность не есть преступление.
И особенно мне нравится точка зрения на деятельность Иванова - типа его задача - выделить денег. А думать тогда чья задача!? Боинга!?
И это в эпоху экономики знаний...
Кстати, исповедь молодого менедженегра:
AnnaNova. Бессмысленность
...Я работаю в О-ФИ-СЕ! Работаю манагером. Таких, как я, тысячи, если не миллионы в МАскве. Сидящих на офисной мебели, среди офисной техники в тесных или просторных, в престижных или «не очень», торговых, рекламных, консалтинговых, риэлтерских, сервисных и так далее офисах.
Я ненавижу работу. Я ненавижу не только свою работу, но и работу вообще. Потому что нет такой работы, которая бы приносила мне удовлетворение. По крайней мере моральное. Ты можешь, конечно, пойти преподавать в какой-нибудь ВУЗ, приступить к кандидатской, окунуться в любимых тобой Канта и Витгенштейна, испытывая неземной восторг от разгадывания их закрученных немецких фраз и постижения их мозгодробильных истин. Ты можешь дать массу полезных знаний и прочитать массу увлекательных лекций своим студентам. Но сейчас моей стране это не нужно. Что и доказывает зарплата препода ВУЗа, которая близка к прожиточному минимуму.
И именно поэтому я работаю не преподавателем философии (как означено в моём дипломе, который я защитила на самой «страшной» философской кафедре - «Гносеологии и Онтологии»), а менеджером по продаже складского оборудования. Так получилось, что с моего курса ни один не стал работать по специальности. Все разбрелись кто куда: особо шустрые устроились пиарщиками к городским политикам, моя лучшая студенческая подруга нашла себя в кордебалете (правда, танцует всё больше по стрип-клубам), ещё одна сокурсница стала монахиней, но большинство из нас пополнили ряды российских манагеров.
Работаю вот уже третий год. До этого я несколько раз меняла работу, думала найти что-то интересное. Но потом плюнула - везде одно и то же: компания ООО, чванливый босс (который с теплотой в голосе может говорить только о своей драгоценной тачке), девочки-бухгалтерши (с бледными и рано обрюзгшими от постоянного облучения монитором лицами), мальчики-программеры (поголовно склонные к тяжёлой форме извращения - киберсексу) и прочие коллеги (особые идиоты из которых считают, что способны сделать выдающуюся карьеру на просторах российского маркетинга).
Как проходит мой день? В 6.00 затыкаю пасть орущему будильнику на мобильнике, тащусь на кухню ставить чай, потом под душ, параллельно нашариваю в комоде чистые трусы, после душа выискиваю, что бы такого одеть на работу, крашусь, причёсываюсь и в 7.30 выхожу из дома. Работа в другом конце города, так что добираться полтора часа в переполненном метро с такими же, как и я, недоспавшими людьми (я называю такие поездки мечтой эротомана). Если повезёт, можно досмотреть сны на сиденье. В 9.00 я как штык на рабочем месте: «Але-алё, да-да, будут завтра, реквизиты факсом, пожалуйста...», заказы, каталоги, почта... В обед - обед. В кафе ходить дорого и далеко, так что ешь то, что надыбал в офисном буфете. А лучше вообще этой гадости из пластиковых корытц не употреблять. Лучше питаться бананами и мюсли (соединять приятное с полезным: мечту о похудании с... мечтой о похудании). Заканчиваю рабочий день в 18.00 или позже, идём с девчонками долгой дорогой к метро, глушим пиво, болтаем о ерунде. Апокалипсис в подземке продолжается и вечером, когда все граждане валят с работы. Домой прибываешь в восьмом часу, пару часов пялишься в ящик, поедая полуфабрикат из микроволновки, потом баиньки.
Пожалуй, самое противное в МАскве - это поездки в метрополитене в часы пик, которые высасывают из тебя все силы. Конечно, не считая того, что раз в месяц приходится судорожно искать деньги на оплату съёмной квартиры на краю города.
К чему всё это я? Ах да, я хотела назвать более конкретную причину своей ненависти к работе. Это нефть. Когда я додумалась до этого, то решила стать террористом, чтобы взрывать нефтепроводы, крушить железнодорожные составы с горючим. Но, не найдя сайтов террористических организаций в Интернете, благоразумно остановилась на КПРФ (всё-таки самая крупная оппозиционная партия в стране). Вступила.
Итак: нефть. Вся бессмысленность работы в РФ заключается в том, что все мы ведём паразитический образ жизни и выполняем паразитический труд, который не приближает нас к научно-техническому, культурному или духовному прогрессу. Наше благополучие, карьера и даже личная жизнь зависят от экспорта тёмного маслянистого вещества, как здоровье диабетика от инсулина. Мы получаем нефтезарплату, покупаем нефтепищу и нефтеодежду, живём в нефтеквартирах и позволяем себе нефтеразвлечения. Не дай, бог, упадут цены на нашу «кормилицу» и мы не получим ожидаемого количества долларов за её продажу, тогда мой шеф не закажет очередной контейнер с оборудованием из Китая, нашей фирме нечего будет продавать, сотрудников поувольняют. И так будет со всем множеством купи-продайских контор в стране. Разорятся они, за ними рухнет рынок услуг и все остальные отрасли экономики. Учитывая тот факт, что серьёзная промышленность и сельское хозяйство в РФ практически сдохли, я прихожу к единственно логичному заключению: мы живём для того, чтобы качать нефть, и качаем нефть для того, чтобы жить. Хотя многие коллеги не согласны со мной, они свято верят, что курсы МВI или корпоративные тренинги обеспечат им осмысленное и безбедное существование и спасут всех нас от надвигающейся катастрофы под названием «Исчерпание ресурсов в России через 10 лет».
Несколько нервно, но суть-то правильная. Кончается по крайней мере именно так, как и должно бы. Действительно: вся страна (i)производительно(-i) не работает, а все у всех вроде бы есть и даже кажется больше, чем было, когда все работали. Причем - не будем врать друг другу - не только в МАССХВЕ.
Грустно, девушки!
Особенно, когда это понимание исходит от потерявшегося и в работе и в личной жизни человека.