ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?
Тема: ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?
23.09.2014 Sergey66 пишет:"... Д-30КП-3 «Бурлак»
Модернизация заключается в замене 3-х ступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор и увеличении степени двухконтурности с 2.2 в базовом двигателе до 3.65 в Д-30КП-3 «Бурлак»...."
- Модернизация, конечно намечена правильная... Правда, слегка запоздала... лет так на ...цать...:
"...Д-30 был разработан в ОКБ-19 П. А. Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134. Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году...."
https://ru.wikipedia.org/wiki/...
- Вот если бы замена 3-х ступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор с увеличением степени двухконтурности с 2.2 в базовом двигателе до 3.65 была выполнена году эдак в 75-м 76-м ....
http://www.aex.ru/fdocs/1/2014/10/17/25232/
Казанский "Туполев" взбунтовался против реформ Михаила Погосяна
17 октября 2014 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online
Как стало известно «БИЗНЕС Online», глухой ропот коллектива конструкторского отдела казанского инженерного центра ОАО «Туполев» (ранее — казанский филиал КБ «Туполев») по поводу планов его присоединения к Казанскому авиазаводу вылился в открытое недовольство. Конструкторы направили гендиректору «Туполева» Николаю Савицких, председателю российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николаю Соловьеву и министру обороны России Сергею Шойгу открытое письмо. В нем они предупреждают, что реформа приведет среди прочего и к срыву гособоронзаказа по модернизации самолетов дальней и стратегической авиации, а также негативно отразится на одном из самых амбициозных оборонных проектов — разработке нового стратегического бомбардировщика, перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА). Эксперты полагают, что слияние конструкторского отдела с заводом поставит крест на туполевской фирме вообще.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС
Слухи о растущем в Казанском инженерном центре (КИЦ) недовольстве преобразованиями по вектору «Туполев» — Казанский авиазавод (ранее — КАПО) ходили давно. Но сор исправно оставался в избе — говорят, что сотрудники КИЦ строго предупреждены по поводу любого общения со средствами массовой информации. И этот «мораторий» до сих пор не нарушался. Но, видимо, терпению все-таки пришел конец. 200 сотрудников конструкторского отдела КИЦ подписали открытое письмо в адрес генерального директора ОАО «Туполев» Николая Савицких, председателя российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николая Соловьева и министра обороны России Сергея Шойгу. Впрочем, само существование обращения не афишируется. Вчера в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководство КИЦ не стало комментировать историю с обращением («Это внутреннее дело фирмы»), хотя и признало факт его существования. Тем не менее «БИЗНЕС Online» удалось раздобыть письмо.
Суть обращения в том, что конструкторы «категорически возражают» против присоединения к Казанскому авиационному заводу им. Горбунова — филиалу ОАО «Туполев» (КАЗ). Каковы причины протеста? Авторы письма видят их в естественных и непреодолимых «противоречиях» между «чистыми» конструкторами и производственниками: «В своей работе конструкторский отдел КАЗ преследует исключительно производственные интересы (обеспечить цеха работой, не уделяя особого внимания качеству конструкторской документации), — указывают авторы письма, — а конструктора КИЦ заинтересованы найти технически грамотное решение. В случае присоединения КИЦ к КАЗ задачи производства получат приоритет перед задачами проектирования... КИЦ, будучи отдельным структурным подразделением ОАО «Туполев», осуществляет контрольные, надзорные функции по внедрению изменений в конструкторскую документацию и конструкцию самолета. Зачастую проведение авторского надзора со стороны КИЦ выявляло грубые нарушения технологических инструкций и технологических процессов на КАЗ. Находясь в составе КАЗ, данная функция выполняться не будет: в интересах производства будут подавляться интересы разработчика... Разные задачи и интересы требуют разного подхода к работе, что не согласуется с общей структурой КИЦ и КАЗ. В частности, у сотрудников конструкторского отдела КАЗ нет опыта в решении идеологических вопросов, где требуется творческий подход и общие знания в области проектирования летательных аппаратов».
Также в письме отмечается, что зарплата на КАЗ ниже, чем в КИЦ, и нет гарантий, что с переводом на завод зарплата конструкторов не уменьшится.
РЕСПУБЛИКА НЕ НАБЛЮДАТЕЛЬ?
Напомним, слухи о слиянии «Туполева» и Казанского авиазавода начали ходить в конце 2012 года. А определенно об этом рассказали на общем собрании коллективов Казанского филиала КБ «Туполева» и КАЗ в марте 2013 года. Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян объяснил готовящуюся реформу следующим образом. Консолидированная выручка «Туполева» и его главного завода — КАПО — не соответствует целям и задачам, которые перед ними стоят. Чтобы обеспечить устойчивое развитие дальней и специализированной авиации, надо существенно увеличить объемы производства. Достичь этого можно, только изменив организацию. Интеграция «Туполева» и КАПО объединит ресурсы разработчиков и производителей, сократит время принятия решений. «Мы должны сокращать все интерфейсы, взаимосвязи, объединять людей на достижение конечной цели, — заявил Погосян. — Так объединяется авиастроение во всем мире. Невозможно создать эффективное предприятие, не объединив конструкторов и тех, кто занимается непосредственно производством».
Слияние было объявлено свершившимся 1 июня 2014-го. В результате, получилась такая структура: в Москве — головная контора «Туполева», в Казани — ее филиалы КАЗ и КИЦ. Но сегодня, видимо, и КИЦ уже воспринимается руководством ОАК как лишнее «слабое звено». Хотя, напомним, на упомянутом мартовском собрании коллективов президенту РТ Рустаму Минниханову было обещано нечто иное. Глава Татарстана тогда обратился к Погосяну: «Михаил Асланович... центр в Казани. Может, если есть необходимость, филиал — в Москве, но не филиал в Казани... Республика не наблюдатель, она четко должна в этом процессе участвовать». Погосян тогда выразил полное согласие: «Казань будет центром интегрирования структуры КАПО и «Туполева». Что заставило поменять решение настолько, что в Казани решили ликвидировать самостоятельное конструкторское подразделение?
В ОАО «Туполев» вчера не стали комментировать информацию о письме. На момент выхода статьи не пришло ответа и на наш запрос в ОАК.
«ПРИВЕДЕТ К НЕОБРАТИМЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ДЛЯ АВИАЦИИ В ЦЕЛОМ»
В письме его авторы настаивают на сохранении за КИЦ статуса обособленного подразделения «Туполева». В противном случае последствия могут быть печальными, предупреждают они: «Несоблюдение этих условий приведет к увольнениям наиболее активных и опытных сотрудников КИЦ, что крайне негативно отразится на работе самого КАЗ и на разработке новых образцов летательных аппаратов (в частности, ПАК ДА) и приведет к срыву сроков по модернизации изделий 45 (дальний ракетоносец Ту-22М3 — прим. авт.) и 70 (стратегический ракетоносец Ту-160 — прим. авт.). Кроме того, потеря опытных конструкторских кадров приведет к необратимым последствиям для авиации в целом, так как на сегодняшний день Казанский инженерный центр является одним из сильнейших КБ России».
Отметим, что сегодня ремонт, промежуточная и продвинутая модернизации Ту-22М3 и Ту-160 (в результате последней должны получиться Ту-22М3М и Ту-160М, по сути, машины с новыми возможностями) — самая важная задача «Туполева» и КАЗа. Некоторые эксперты полагают, что ради наиболее эффективного выполнения этой задачи и затевалось объединение. И военные постоянно нервничают по этому поводу. Во время крайнего визита в Казань Шойгу, хотя и выразил удовлетворенность процессом, все-таки уточнил: «Необходимо обсудить возможности увеличения объема ремонта и модернизации самолетов, а также повысить качество и сократить сроки ремонтных работ. Большую часть вопросов мы обговорили в цехах, надеемся, что по самолету Ту-22 мы выйдем на плановые показатели». Не скрывают тревоги и на самом КАЗе. В недавнем отчете предприятия сказано: «В сфере поставок продукции военного назначения основные риски связаны с несоответствием объемов технологического и капитального развития общества целям и задачам комплексной программы государственного вооружения РФ до 2020 года... Объемы технологического перевооружения общества и сроки их реализации, заложенные в ФЦП «Развитие ОПК на 2011 - 2020 годы», ставят под угрозу выполнение долгосрочных программ реализации и ремонта авиатехники».
Авторы письма подчеркивают, что негативные изменения уже начались: «На примере передачи из структуры КИЦ на КАЗ подразделений КТЦ (послепродажное обслуживание техники — прим. авт.), цеха 60 (ремонт и доводка техники — прим. авт.) и МТО (служба материально-технического обеспечения — прим. авт.) отмечено ухудшение организации производства и усиление оттока кадров».
«МОЖЕТ БЫТЬ, В КАЗАНИ ПОЯВИТСЯ ЛИДЕР?»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить предполагаемую реформу. Их прогнозы оказались крайне негативными.
Назир Киреев — советник премьер-министра РТ:
— Впервые слышу об идее передачи КИЦ в состав Казанского завода. Если это произойдет, то потеряет прежде всего сама головная фирма «Туполев», потому что у нее не очень много сил осталось, способных создавать рабочую документацию. Вообще-то говоря, как происходит? Из Москвы дают хорошие идеи, которые здесь, в филиале, реализуются в рабочую документацию. Сегодня КИЦ — самое сильное подразделение «Туполева» в части выпуска рабочей документации... Если слияние произойдет, то о производстве ПАК ДА в Казани можно сильно засомневаться, впрочем, как и в ПАК ДА на самой фирме Туполева. Ремонт, думаю, сохранится, но вот задачу модернизации Ту-22М3 и Ту-160 Москва без казанского филиала не выполнит.
Никакого рационального объяснения ликвидации самого мощного филиала «Туполева» я не вижу. Трудно поверить, что руководство самой фирмы решило ликвидировать свой филиал. С изменением статуса, условий работы и вознаграждения за эту работу филиал покинут самые перспективные специалисты, которыми он укомплектовался великолепно за последнее десятилетие. Великолепный творческий коллектив, работающий на самых современных средствах. И ребят, конечно, с удовольствием разберут другие КБ. При нынешнем состоянии завода переданный туда филиал скоро потеряет свой интеллектуальный потенциал, и завод ничего не приобретет. Это будет иметь самые неприятные последствия для судьбы авиационного куста в Казани. Это настолько очевидно, что трудно поверить в то, о чем говорится в письме.
Роман Гусаров — главный редактор отраслевого портала Aviaru.net:
— По сути, в рамках ОАК целенаправленно уничтожается КБ «Туполева» как самостоятельное конструкторское бюро. Я сейчас не говорю о тех аргументах, которые приводятся в письме (понятно, что там на первом плане беспокойство работников за свое будущее и свои зарплаты), но в целом КБ «Туполева» просто убивается, превращается в некую производственную единицу без собственной конструкторской школы... Как мы видим, реализующиеся сегодня перспективные проекты реализуются другими фирмами. Ни одного самолета под брендом «Ту» в перспективе нет. ПАК ДА на «Туполеве» тоже под вопросом... Следующим шагом будет высылка КБ «Туполева» из Москвы в Казань, то есть освобождение дорогостоящей московской земли. Естественно, никто из конструкторов в Казань не поедет, и задача ликвидации КБ решится сама собой. Ведь фирма очень возрастная, старики никуда не двинутся и просто уйдут. В Казань ехать будет некому. Да и не владеют они нынешними методами проектирования. В этом отношении «Сухие» сделали шаг вперед. КБ «Ильюшина» — тоже, благодаря генеральному директору Виктору Ливанову и покровительству Дмитрия Рогозина. А за «Туполева» заступиться некому было. Это самая незащищенная авиастроительная структура, которая будет подвергаться атакам бизнесменов от авиапрома. Люди в московской конторе «Туполева» не умеют защищать то, что они создают, не имеют возможности отстаивать свои интересы в высших эшелонах власти. Нет харизматичного лидера. Как-то я спорил с «Сухими», говорил, что Ту-334 уже летал, оставалось совсем чуть-чуть, они бы делали 10 лет свой «Суперджет», а Ту-334 в это время потихоньку бы доводили. Они мне открыто сказали: «У «Туполева» не было такого лидера, как наш Погосян, который мог бы в правительстве защитить свой проект. Сами виноваты». Вообще, странная ситуация. В руководство «Туполева» словно нарочно ставились такие люди, которые занимались распилом и распродажей имущества. Мы помним историю с «Туполев Плаза», который вырос на территории КБ — земля была продана. Вспомним историю с самолетом Ту-144, который каким-то образом был продан, перепродан, оказался в руках утилизаторов. С большим трудом, подняв весь Жуковский на уши, ветераны выкупили этот самолет значительно дороже, чем он был реализован «туполями».
Жаль прославленное КБ, оно низведено до ничтожества на радость конкурентам. У нас ведь внутренняя конкуренция была жесткая, и все завидовали, что фирма «Туполева» всегда была фаворитом и получала самые лучшие заказы. И поэтому сегодня даже коллеги «туполей» если и не злорадствуют, то смотрят на происходящее как на некую расплату за былое величие и превосходство... А итог будет печальным. Думаю, добьют фирму. А дальше не знаю, что будет. Может быть, в Казани появится лидер? Нет шанса сохранить КБ в Москве, давайте соберем новое бюро в Казани, где есть профильный университет, есть завод. И начнется работа с молодыми ребятами и теми стариками, кто еще готов поучаствовать в процессе. Только на это надежда, потому что я уверен: в Москве — всё!
Схожего мнения придерживается и источник «БИЗНЕС Online» в казанском сегменте авиапрома:
— Мысли о присоединении КИЦ к заводу высказывались давно, и исходили они от Погосяна. Но на конкретику вышли только в последнее время... Это совершенно неприемлемое решение, которое противоречит любым канонам взаимоотношений разработчика и изготовителя. Разработчик должен быть независимым от производства. Как только его ставят в зависимость, получается еще один заводской серийный конструкторский отдел, а он делает то, что ему приказывает производство.
Не понимаю, почему в бюро не хотят рассказывать о конфликте: это далеко не внутреннее дело КИЦ, оно скажется на всем авиастроении. Спасать надо и филиал, и завод. Потом сами себя будем корить, что ничего не сделали. Ведь, по сути, на туполевском КБ этим решением ставится жирный крест. Да, в Москве останутся какие-то конструкторы, но техническую политику реализует на конкретике казанский филиал. В Москве сидят идеологи, там конструкторского состава почти не осталось. Оттуда всегда присылали директивную документацию, по которой здесь изготавливали рабочую — конкретику, которая реализуется в металле.
Резюмируя, могу сказать одной фразой: это смертный приговор всей производственной деятельности казанского завода. Для любого здравомыслящего человека это понятно. И такое преобразование неизбежно скажется на качестве техники: будут ломаться не только судьбы людей, но и боевые самолеты. Сейчас филиал, который располагает грамотным коллективом, — преграда для нарушений, которые плодятся на заводе в большом количестве. Ведь завод, по сути, обессилен — там не осталось руководителей среднего звена. Это страшное решение. Но, видимо, главное — убить туполевское КБ.
- а по Погосянии давно пора как минимум делать оргвыводы властьдержащим.
- а по Погосянии давно пора как минимум делать оргвыводы властьдержащим.
===
в "Спортлото" напиши, может отзовутся
Seerndv'у...
...боюсь, что процесс этакого "неприятия" реально чуток "ширше":
http://www.aviaport.ru/conferences/40928/164.html#p332051
...у нас, во всяком случае...
...а Казани не только ПАК ДА предстоит... куда более близки модернизации Ту-160 и Ту-22М... однозначно с унифицированными движками и РТК... минувшей зимой поминал:
http://www.aviaport.ru/conferences/41139/21.html#p294501
...а поскольку Харьков не наш, то Казань можно загрузить и модернизацией ишшо такого "бомбёра", аки Ту-134Ш/-УБЛ:
...вона - ради того, чтоб камушки из-под передней стойки не "щёлкали" по "бомбочкам"... на ней даже щиток имеется:
...12шт 250-кг бомб - сие 3 тонны на двух МБД3-У6-68... тоже, знаете ли, не слабо:
Давно хотел спросить ваш личный взгляд тов leutenant на возможность продажи Ту-22М3.
Китайцы очень, вроде хотели, а индусы кочевряжились.
Если таки продать КНР, сильно рискуем?
Одно ясно, какая истерика в Штатах будет:)
Seerndv, а в самом ли деле так нужна эта головная боль кетайсам?
Двигателей под машину нет, планеры старые, ресурс продляется каждому борту индивидуально на год.
Да и сколько их, бортов, осталось в живых, чтобы что-то можно было продать?
Разве только пару полусгнивших из резерва, в плане поделиться опытом...
в "Спортлото" напиши, может отзовутся
====
В спортлото предложат туполей переквалифицировать в девелоперскую контору :-)
Seerndv-----А еще можно добавить, что пока программа модернизации «набирала темп» у нас число боеспособных Ту-22М3 сократилось как минимум в 4 раза. Какой Китай, нам бы эти 30 запланированных сохранить и модернизировать. Хоть по одной эскадрильи на ТОФ и СФ плюс «малюсенький» резерв. К тому же главная фишка Ту-22М3 при модернизации это Х-32(сколько бы ни говорили о расширении номенклатуры других УАСП). Х-32 это главный козырь и ради его эта модернизация. Китаю их продавать пока не собираются. А по коэффициенту эффективность-стоимость у них и свои «обновленные старички» неплохо смотрятся как платформы для ВТО. А дальше будут другие.
Николаев Виктор пишет: К тому же главная фишка Ту-22М3 при модернизации это Х-32(сколько бы ни говорили о расширении номенклатуры других УАСП). Х-32 это главный козырь и ради его эта модернизация.
Фактор X-32: дальнобойная асимметрия
http://ruskline.ru/monitoring_smi/.../02/faktor_x-32_dal_nobojnaya_asimmetriya/
Еще в 1980-е КБ «Радуга», ища замену старым противокорабельным ракетам Х-22 (основное вооружение авиации СССР против авианосцев США), начало работу над новой противокорабельной ракетой Х-32. Дело ведь в чем? У старой ПКР был один крупный недостаток - дальность применения всего в 360-380 км. То есть, на расстоянии горизонта, на дистанции видимости с высоко летящего самолета. Послать Х-22 за горизонт было уже почти невозможно: «голова» ракеты не могла найти цели. Поэтому в реальном бою наши сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3 должны с расстояния до 800 км от центра вражеской авианосной эскадры порываться сквозь истребительное прикрытие. А это - большие потери.
В «Радуге» создали ракету Х-32. Если Х-22, до сих пор стоящая на вооружении, идет к цели, сначала набирая высоту в 22000 метров, разгоняясь до 3600 км/час, то Х-32, отделившись от самолета, взмывает почти в ближний космос - на 40 км в высоту. Там она «заглядывает» очень далеко «за горизонт», обнаруживая цели за 600, а то и за 1000 километров. Боеголовка этой крылатой ракеты намного умнее, чем у Х-22 - она сама может классифицировать цели и отобрать самую важную: авианосец или крейсер. И на цель Х-32 идет на скорости в 6-7 М. Перехватить ее почти невозможно.
http://militaryrussia.ru/blog/topic-756.html
Х-32 / 9-А-2362
ТТХ ракеты:
Длина - 11,65 м
Размах крыла - 3 м
Высота:
- со сложенным килем - 1,81 м
- с выпущенным килем - 2,44 м
Диаметр фюзеляжа - 0.92 м
Масса - 5780 кг
Дальность действия:
- 600-1000 км (оценка)
- 800-1000 км (ист. - Крамник И. Крылатые...)
Скорость максимальная:
- ок.4000 км/ч (ист. - Крамник И. Крылатые...)
- 5400 км/ч (источник)
Высота пуска - 1000-13000 м
Высота полета - до 40 км (источник)
Тип БЧ - на ракете, которую планируется принять на воооружение, боевая часть ТК-56 ("блок 56") - (источник).
Модификации:
- Ракета Х-32 / 9-А-2362 - базовая модель с БЧ ТК-56.
Носители:
- Ту-22М3 - BACKFIRE-C - 1-2 ракеты под крыльями и 1 ракета под фюзеляжем.
******
******
http://vpk-news.ru/articles/18134
Если удастся еще дооснастить бомбардировщики ракетами Х-32 и системой выдачи целеуказаний для прицельного комплекса, капитально модернизировать двигатели и ресурс планера, то «Бэкфайр» по боевым возможностям вплотную приблизится к американскому В-1В.
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/18134
"... уже приступили к разработке авионики для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)...."
http://topwar.ru/...
Это Фантастика. Читайте лучше журнал : "Геймер" - там про "World of tanks" - ещё интересней.
> Какой Китай, нам бы эти 30 запланированных сохранить и модернизировать.
Ще не вмер "КАПО" та "Кузнєцов" дихає :)
Модернизированный ракетоносец Ту-160 совершил первый полет
http://www.sdelanounas.ru/blogs/55071/
Бомбардировщик Ту-160 16 ноября 2014 года совершил первый полет после капитального ремонта с модернизацией, заявили в Объединенной авиастроительной корпорации. Там отметил, что «Белый лебедь» находился в воздухе 2 часа 40 минут.
Модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160 совершил первый полет, сообщает в среду Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).
Ракетоносцы Ту-160 сейчас проходят модернизацию первой очереди на предприятии «Туполев», заменяется практически все бортовое радиолокационное и навигационное оборудование. Как ожидается, до 2020 года в ВВС РФ поступит более десятка модернизированных Ту-160.
Далее последуют испытательные полеты экипажами завода и независимой инспекции, а также ознакомительный полет экипажем эксплуатирующей организации.
Ту-160 — сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1970—1980-х годах. Стоит на вооружении с 1987 года. По данным открытых источников, в составе военно-воздушных сил России находится 16 самолетов данного класса.
Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 вместе с Ту-95МС регулярно вызывают обеспокоенность стран Запада, совершая тренировочные полеты. Как сообщал министр обороны Сергей Шойгу, самолеты Дальней авиации и в будущем будут выполнять полеты вдоль границ России, а также в западной части Атлантического и в восточной части Тихого океанов.
Перспективный российский бомбардировщик начнет поступать в войска в 2023-2025 годах
10 декабря, AEX.RU – Первый полет перспективного бомбардировщика для ВВС России, известного как ПАК ДА, ожидается в 2019-2020 годах, а в войска его начнут поставлять в 2023-2025 годах. Об этом сообщает ТАСС.
Как рассказал командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев. "В перспективе у нас появится новый самолет - ПАК ДА. Ожидается, что первые испытательные полеты начнутся в 2019-2020 годах, а на вооружение он поступит в 2023-2025 годах", - сказал Жихарев на презентации книги, посвященной истории Дальней авиации.
Между тем ранее сообщалось, что первый полет бомбардировщика намечен на 2019 год. Летом главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что в 2021-2022 годах должно начаться серийное производство ПАК ДА.
По словам Жихарева, наряду с работой над новым бомбардировщиком будет модернизироваться и развиваться флот самолетов-заправщиков, а также совершенствоваться инфраструктура для Дальней авиации.
http://www.aex.ru/news/2014/12/10/127906/
- даже как-то и не верится.