Кому нужен SuperSonicBusinessJet?
Тема: Кому нужен SuperSonicBusinessJet?
На сайте журнала "Двигатель" (№4,2007) не выложены (пока) технические характеристики
СПС "Фанстрим". Приведу их здесь:
Размеры самолета
- длина, м 28
- высота,м 6,5
-размах крыла,м 20
- площадь крыла, кв.м 114
Экипаж, чел 2
Количество пассажиров 6-8
Двигатели, кол./тип 4/АЛ-31Ф
Тяга двигателей
(без форсажа), кгс 30000
Вес взлетный (макс),кг 60000
Вес пустого,кг 24000
Вес топлива(макс), кг 36000
Коммерческая нагрузка,кг 1000
Крейс. скорость
- сверхзвуковая(М=2,Н=18000м),км/час 2125
- дозвуковая (М=0,95),км/час 1050
Практическая дальность,км
при М=2 9000
при М=0,95 5000
Потребная длина ВПП, м 1200
Коментарии на конференции 5 декабря
Хотелось бы услышать и критические замечания.
На часть вопросов удалось ответить на конференции 5 декабря.
Теперь ожидаю других.
На http://www.secretprojects.co.uk есть аналогичный проект "Боинга"
Александр, а можно указать более конкретную ссылку? А то сайт плохо загружается что-то.
Попробуйте в googl поиск ssbj fanstream. Боинг 5 строками выше от 30.11.2007. Спасибо корреспонденту - нашел там свой проект. Подробностей по боингу нет - зато хорошая картинка.
Александру Гомбергу.
С большим интересом и недоумением слежу за антипрофессиональной дискуссией, развернувшейся на этой ветке. Но непрофессионализм и пустые комментарии пусть искренних, но все-же болельщиков, заставлнют меня написать несколько слов.
1. Происходящее на нашем форуме на 100% отражает ситуацию в авиапроме - мнение спецалистов либо совсем игнорируется и подменяется мнением начальствующих юристов, или его выслушивают в качестве комментариев - благосклонно, но без последствий. Наконец-то кто-из коллег сподобился зайти на официальный сайт КБ Туполева, где с удивлением обнаружил давно известные спецам данные по Ту444. У меня лично оснований сомневаться в компетенции фирмы, сделавшей первый в мире гражданский сверхзвуковой нет. Тогда почему никто из коллег не озаботился, что Ту444 при том же ТЗ на аппарат не имеет ничего общего с Вашим предложением? Между тем профессионалу все понятно - Ваша идея эффектна, но к реальной жизни отношения не имеет.
2. От общих слов к замечаниям. Первое и главное приведенные Вами весовые характеристики самолета технически на элементной база Су27 невыполнимы. Простое несоответствие - 36 тонн керосина это объем порядка 45000 литров. Таких объемов внутри самолета Вам не найти. А значит, все остальное, извините, туфта. Второй очевиднейший ляп - Вы берете многорежимный самолет для которого сверхзвук - опция. Су27 не имеет приспособленности к длительным полетам на сверхзвуке, сопровождаемым значительным аэродинамическим нагревом. Скорее Ваш прототип - Миг31, или Миг25, который приспособлен для сверхзвука. Но Миг25 - стальяой самолет, а значит и веса, которые Вы заявляете, недостижимы. И последний срьеный ляп - ставка на многорежимный дефорсированный мотор Ал31 (это заявлено, как изюминка проекта). Но именно этот мотор-то и не подходит. Ведь не зря туполевцы отказались на Ту144 от многорежимных форсажных моторов Нк144 (которые встали на Ту22М как Нк25) в пользу простых ТРД бесфорсажной схемы конструкции Колесова с тягой у земли 25 тонн. Имено такого типа моторы (послабее) Бристоль-Олимпия стояли на Конкорде.
В Вашем случае с учетом проблем с весом пустого самолета установка 4-х моторов, вес которых с мотогондолами и всем прочим уйдет за 9 тонн - крест на всем проекте. Недаром туполевцы предложили два мотора Ал41. Но и они покривили душой и сознательно наступили на пройденные грабли с моторами Нк - они рассчитывали на финансированик и говорили только о строительстве самолета-демонстратора, понимая что серийными должны быть другие моторы. Спросите - почему? Все просто - крейсеркий режим 2М на 18 км входит в противоречие с двухконтурной схемой многорежимной машины. Есть куда более подходящий мотор разработки корифеев сверхзвука - "Союза" Микулина-Туманского. Данные по нему и фотографии есть на официальном сайте "Союза", Там же объясняется про степень двухконтурности и крейсерский расход. Ознакомившись с ТТХ союзовских моторов (а это машины 4 поколения на основе газогенераторов к мотору для Як141 - теперь этот мотор летает на Ф35), Вы поймете, что дальность в 9000 км на сверхзвуке с учетом всего сказанного просо утопия. А раз так, то и все остальное тоже. А стратосферный прыжок еще и вредная сказка - оя был уже на более подходящем для этого Миг25 в конце 60-х и является до сих пор непревзойденным рекордом высоты полета самолетов. Установил это выдающееся достижение великий испытатель Федотов, именем которого в г. Жуковском названа улица. А 50 км - это безответственно.
В довершение - не воспринимайте мою критику, как личное. Если Вам удастся ее опровергнуть - буду только рад. Но у меня есть к Вашим изысканиям множество других замечаний, которые опускаю за недостатком места. Если Вам интересует плодотворная дискуссия - возьмите мои контактные данные у Дмитрия Боева. Главное достоинство Вашего проекта - провокационный подогрев интереса к теме.
С уважением
Владимир, Ваш узкопрофессиональный интерес как двигателиста вполне понятен, но говорить об антипрофессиональности предлагаю не торопиться. Да, более чем вероятно, что есть проблема с двигателем и с аэродинамическим нагревом.
НО - Ту444 изначально не был взят при обсуждении как основной, потому что проект не предусматривает стратосферный прыжок. А без этого проект не имеет коммерческой перспективы (это моя сугубо профессиональная точка зрения как бизнес-аналитика). И вопрос с двигателем (схемой двигателей) остаётся. И с аэродинамикой тоже. Но вкладывать в ТУ-444 смысла не вижу. Хоть он и более проработан и опыт у них огромный.
И обязательно нужно учитывать вопрос безопасности - как это учтено в Фанстрим!
Моя профессиональная (как бизнес-аналитика) точка зрения заключается и в том, что возможно создание нескольких команд, которые должны будут провести предварительные расчёты по своим проектам. И самый удачный и реалистичный можно будет запускать в конкретную проработку.
Дима, н дал только основные замечания. Их куда больше, очень много по планеру и в целом по концепции. Форум не форматен длн серьезного технического разговора. Мой интерес, как моториста здесь не причем. Проект изначально технически нереален, а чтобы его реализовать, нужно сделать все заново - и планер, и моторы. Главным плюсом проекта автор предполагал использование отработанных элементов планера и готовых моторов. Именно это нереально - это вам любой вдумчивый студент-самолетчик МАИ докажет как дважды-два. Именно такой подход я называю непрофессиональным. А как бизнесмен-практик, видя абсолютно сырую технику, я не стал бы вкладывать в проект деньги.
Что касается иммитации суборбитального полета (в вашей терминологии - стратосферный прыжок), то это просто авантюра. Максимально, что смог сделать куда более серьезный трехмаховый Миг25 с великим Федотовым - 35 км. Поэтому нужно работать профессионально. Остальное - тот самый нелюбимый вами пиар от авиации только в безвредной форме.
Владимир, сверхзадачи решают те, кто хочет их решить. Как говорил Королёв: 'кто хочет - ищет средства, а кто не хочет - ищет причины'. Поэтому Ваши замечания будут обладать ценностью только если будут продвигать проект.
Вот ссылка на опыт МиГ-25 очень ценна. И неплохо бы изучить результаты этих работ. И опыт 'союзовских' движков тоже.
К сожалению, сейчас у меня 'двухдневный мозговой штурм', последствия которого буду разгребать до конца недели. Если есть конкретная информация, то просьба дать ссылки или сам попробую найти на выходных.
Коллеги, не тратьте время на существующие моторы. Союзовский движок для Як-141 уникален ( для своего времени и применения), а потому плох в любых других ипостасях. Интересна модификация другого Союзовского изделия для МИГ-25 с доработкой ( не пошла в серию в семидесятых, как часто случается), которую нужно слегка доработать . Число Маха 3.2 дало колоссальный опыт.Но проблема проблем - шум. Бизнес-джет должен летать на освоенных аэродромах, тогда годится только антигравитационный двигатель (думается, абсолютно бесшумный), или новый ТРДД с такой шумозащитой, что все топливо будет тратить на ее передвижение.
Неправда!
Для аэродромной авиации годится только ковёр-самолёт или антигравитационная метла. Но при этом надо выдернуть пару волосин из бороды (только не моей!) и сказать Слово.
Опять фэнтези-на-явУ. Зачем?
Конечно же, разработка комераде Г. только прикидка, но не настолько недоработанная, как считает Владимир.
Впрочем, пусть Г. сам за свои предложения и отдувается. Если захочет. Впрочем, иначе - зачем он нас и заводил.
Диме Боеву.
Дима, вы главный в этой истории - вы публикотор идеи. Помогите, как настоящий редактор, своему автору. Понимаю, сложно. Или пусть автор выкручивается сам - ему будет непросто. Я ведь технику дожму.
Коллеги, не вижу проблемы в шуме по той простой причине, что эксплуатация СПС не будет проходить на обычных аэродромах. Функционал стратосферных прыжков выводит этот самолёт в класс космолётов, по которым нужно создавать свою инфраструктуру (космодромы) с особым подходом к эксплуатации. Очевидно, что малошумность не будет характерной для космолётов чертой - это слишком дорого на данном этапе НТП. Соответственно, появление СПС на обычном аэродроме скорее исключение - при необходимости соблюдения безопасности полётов. Основными местами будущего базирования можно избрать Жуковский и Свободный, который практически имеет статус космодрома.
Вопрос с двигателем остаётся открытым. Буду искать информацию по МиГ-25 и союзовским движкам к нему на выходных. Видимо это тот опыт, который просто необходимо учесть. Однако концепция "Фанстрим" не теряет от этого свою уникальность как в плане общего обоснования, так и в плане конкретных концептуальных решений в плане безопасности.
Диме Жигалову.
посмотрите для общего развития замечательный сайт по бурану, там очень много про космолеты, про проект Спираль. Поверьте, все, что можно по этой тематике есть. Можно ссылаться на Королева, но Королев не делал ничего фантастического, что находилось бы за гранью физики и технологии. Команда Королева состояла из великих прикладников, таких как Келдыш. Нельзя выдавать желаемое за действительное.
Фанстрим эффектен, но не более того. А реальные машины есть у Туполевцев. И еще - для космолетов нужны прямоточные моторы, и совершенно другая тяговооружееность. на высоте 20 км снять с турбин 50-60 тонн, необходимых для суборбитального самолета - нереально. Турбина из двигателя станет тормозом. Так что обсуждать нужно вещи реальные. А фантазия - это другое. Тем более ненаучная.
Ну, насчет научности и ненаучности - это тот штамп который очень любили в СП (не у С.П. Королёва, а в Союзе Писателей СССССССССР) лепить друг на друга. Непродуктивно и никому не нужно. Автора, конечно же, попробую подтолкнуть к ответу за сказанное. А так, вообще, очень жаль, что Вас не было с нами в ЦДАиК'е: впрямую бы и спросили впрямую бы и ответил - для этого мы его и притаскивали.
Ну, впрочем, торжественно обещаю, что это - не последняя сумасшедшая идея, которая будет у меня печататься. О небредовых прочитаете в Ведомостях. Или в "нарезке" первого-второго-третьего каналов полистаете.
Владимир, да я и не предлагаю делать что-то фантастическое!
Есть задача и её надо решать, если мы хотим удержать своё мировое технологическое лидерство. И получить свою долю рынка массового космического туризма.
Ведь рано или поздно Запад запустит свой проект и тогда будем кусать локти.
Только кто будет виноват в нашем поражении?