ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?
Тема: ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?
И какая ракета способна наводиться на упомянутый вами "шум" плазмы?
F-22 тоже без проблем определяется определенными РЛС.
На смену Ту-160
Денис Коваленко, Взгляд.ру
21 декабря 2011 года
К 2025 году Военно-воздушные силы должны принять на вооружение важнейшую разработку, пока обозначенную аббревиатурой ПАК ДА (перспективный авиакомплекс дальней авиации). Сейчас эту роль выполняют крупнейшие в мире сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160. Однако, судя по техзаданию, некоторые параметры нового самолета будут уступать старому.
Командование Дальней авиации России выдало оборонно-промышленному комплексу тактико-техническое задание на разработку перспективного стратегического бомбардировщика нового поколения, получившего условное название ПАК ДА. Об этом заявил командующий Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев.
«Мы бы хотели этот самолет видеть с совершенно новым прицельно-навигационным комплексом, средствами связи, разведки, радиоэлектронной борьбы. Он должен применять все виды оружия, которые сейчас существуют и которые будут в перспективе на вооружении Дальней авиации. Новый самолет должен быть создан с применением технологии малозаметности», – подчеркнул Анатолий Жихарев.
По его словам, в 2012 году промышленность представит на утверждение аванпроект перспективного самолета. Первый прототип будет готов к 2020 году, а в 2025 году новый дальний бомбардировщик поступит на вооружение. Дата поступления ПАК ДА на вооружение определяется завершением ресурса стоящих на вооружении Дальней авиации бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95. А это ориентировочно 2025–2030 годы. Финансирование разработки ведется в рамках Госпрограммы вооружения до 2020 года.
Начало российской программы разработки ПАК ДА стало ответом на начатые еще в 1990-х годах в США проектные исследования, связанные с созданием перспективного авиационного боевого комплекса американской стратегической авиации. Этот самолет предназначен для замены используемых сегодня стратегических бомбардировщиков В-52, В-1 и В-2, полное снятие которых с вооружения должно произойти в 2037 году. Последней программой его развития считается NGB (Next Generation Bomber). Согласно планам, проектирование бомбардировщика продлится до 2015 года и завершится принятием концепции этого самолета. Не позднее 2020 года должен состояться выбор конкретного проекта бомбардировщика, а в 2035 году – начато его серийное производство.
О новой российской машине известно крайне мало. По словам бывшего начальника Вооружений Минобороны Владимира Поповкина, ПАК ДА должен стать средним арифметическим между двумя основными российскими бомбардировщиками – сверхзвуковым Ту-160 и дозвуковым турбовинтовым Ту-95.
«Если будет сверхзвуковой самолет, то он не заменит эти два самолета, если дозвуковой, то в чем-то теряем, зато этот самолет заменит сразу два самолета. Здесь ответов простых нет», – туманно сообщил по поводу ПАК ДА Поповкин.
Неуверенность генерала объясняется тем, что на сегодняшний день окончательно не решено, каким именно должен быть перспективный бомбардировщик и какого характера задачи ему предстоит решать. Например, Ту-160 (разработка начата в 1981 году, принят на вооружение в 1987 году) создавался как средство поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Благодаря скорости в 2000 км/ч он мог быстро перелететь в любую точку мира, откуда мог бы нанести ракетно-бомбовый удар по территории противника. Причем для прорыва противовоздушной обороны, ухода от истребителей противника Ту-160 может подниматься в стратосферу (экипаж перед вылетом надевает почти такие же скафандры, как у космонавтов), где его «обычный» двухрежимный реактивный двигатель начинает работать уже как ракетный.
В двух внутрифюзеляжных отсеках у него размещается боекомплект массой до 45 тонн: стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц) и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы). Для поражения малоразмерных тактических целей самолет может оснащаться корректируемыми авиационными бомбами калибром от 250 до 1500 кг. Все они были созданы под применение с ядерными боевыми частями. Поэтому и сам бомбардировщик, и его ударные средства имеют весьма слабые прицельные комплексы. Ядерной боеголовке промах в 50 километров от цели неважен.
Однако в последнее время требования к самолету существенно изменились. Ту-160 было решено использовать не только как средство ядерного сдерживания вероятного противника, но и как обычный бомбардировщик. В том числе для противодействия террористам. В рамках этой работы машина получила новый прицельный комплекс, новые высокоточные крылатые ракеты большой дальности – Х-101 и Х-555. Обе были созданы в КБ «Радуга».
Х-101 имеет массу 2400 кг, боевая часть – 400 кг. Дальность ее полета – 5500 км. Ракета летит по сложному профилю – постоянно меняя высоту и направление полета от 30 до 6000 метров над землей. Максимальная скорость – 270 метров в секунду – делает ее практически неперехватываемой для средств ПВО-ПРО. Машина оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12–20 м. Х-555 летит на дальность в 2,5 тысячи километров. На цель ее выводит спутниковая система навигации. Для Ту-160 разработаны и новые корректируемые авиабомбы КАБ-1500.
Единственное «но» всей этой модернизации состоит в том, что «гонять» сверхзвуковой бомбардировщик на решение «локальных» задач экономически невыгодно. Для этого лучше бы подошел дозвуковой Ту-95. Но эти машины в эксплуатации с 1956 года. Конечно, они прошли модернизацию. Могут применять весь спектр высокоточного вооружения. Но все же в перспективе должны сойти со сцены. Бесконечно совершенствовать один и тот же самолет физически невозможно. Нужны современные технологические решения. Именно этим и продиктована необходимость создания нового бомбардировщика.
По некоторым сведениям, существует как минимум 10 различных вариантов компоновки машины будущего. Самым перспективным считается вариант дозвукового бомбардировщика по схеме «летающее крыло», базирующегося на наработках по теме дальнего противолодочного самолета 80-х годов Ту-202. У бомбардировщика предусмотрен один бомбовый отсек, в котором должна разместиться многопозиционная катапультная установка на шесть крылатых ракет Х-101 или Х-555 общим весом 16 тонн. Радиус действия самолета должен быть не менее 7 тыс. км. С учетом радиуса действия ракет бомбардировщик должен поражать цели на удалении до 13,5 тыс. километров.
Предположительно, силовая установка для бомбардировщика создается на базе перспективного двигателя «117С» НПО «Сатурн». Этот мотор стал базовым – двигателем «первого этапа» для истребителя 5-го поколения Т-50, с которым машина поступит в войска в 2017 году. На базе этого же мотора создается так называемый двигатель «второго этапа». Его отличительной особенностью станет повышенная тяговооруженность, возможность совершать крейсерский полет на сверхзвуковых скоростях. На ПАК ДА предполагают ставить четыре таких мотора.
Технология малозаметности, о которой говорит генерал Жихарев, скорее всего, будет позаимствована у истребителя Т-50. Например, в конструкции истребителя впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз – стали, в два раза легче титана. Новые материалы составляют 70 процентов покрытия истребителя. Его вес стал в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов.
В КБ «Сухой» говорят о том, что применение новых материалов позволило добиться «беспрецедентно низкого» уровня радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности машины. Так, эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 равна 0,5 кв. м (у Су-30МКИ – 20 кв. м). Это означает, что если на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, то отражение Т-50 – в 40 раз меньше. Это обеспечивает машине не только малозаметность, но и значительно усложняет наведение на нее высокоточного оружия.
Одной из самых сложных частей проекта станет электронная начинка. В Ту-160 стоит более 100 компьютеров. Наверное, при уровне современных технологий в ПАК ДА их будет значительно меньше. Но вот производительность их точно должна стать больше. Например, по заверениям разработчиков, Т-50 – практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий. Для бомбардировщика подобные требования будут еще значительней.
Любопытно, что начав разработку в 90-х годах, американцы ждут реальных результатов работы не ранее 2035 года. Российский вариант – ПАК ДА – КБ «Туполева» ведет с 2008 года. Его принятие на вооружение планируется ориентировочно в 2025–2030-х годах. Но, как ожидается, темпы создания ПАК ДА вряд ли будут «стахановскими». Причина этого – в отсутствии насущной необходимости в его появлении и гигантской цене проекта. В США только на опытно-конструкторскую работу по Next Generation Bomber планируют потратить не менее $10 млрд. Сколько будет стоить программа в итоге, в США даже не берутся судить. Нашу разработку оценивают в $35 млрд.
Кроме того, учитывая нереальность возникновения военного конфликта между Москвой и Вашингтоном, Россия вряд ли будет форсировать выделение денег на ПАК ДА. Как говорят военные, боевой потенциал Ту-160 сегодня используется лишь на 60 процентов. Американский бомбардировщик В-52, находящийся на вооружении с 1955 года, хотя по форме и устарел, но после ряда модернизаций (полной замены электроники, двигателей, систем вооружения) будет служить еще 40 лет.
Скорее всего, по такому же пути планируют идти и наши военные. А ПАК ДА будет создаваться с оглядкой на США. Это позволит не только сэкономить средства, не повторяя чужих ошибок, но и сделать машину более современной. Пользуясь тем, что она рождается позже. Точно так же, как это сейчас происходит с истребителями 5-го поколения. Американцы сняли с производства свой F-22, а мы еще не поставили в серию свой Т-50. Но уже декларируем, что он самый лучший.
Вот уж совсем не понял следующий пассаж:
Благодаря скорости в 2000 км/ч он мог быстро перелететь в любую точку мира, откуда мог бы нанести ракетно-бомбовый удар по территории противника. Причем для прорыва противовоздушной обороны, ухода от истребителей противника Ту-160 может подниматься в стратосферу (экипаж перед вылетом надевает почти такие же скафандры, как у космонавтов), где его «обычный» двухрежимный реактивный двигатель начинает работать уже как ракетный.
- это они о чём?!
Чапай думу думает... Думаю, что к 2035 году у нас самым важным родом войск станет опять этот - чапаевско-будёновский.
Эк хватанули... С другой стороны...всё это нам уже надо читать как накрученную Мурзилку для взрослых дядек. Мы в любом случае до этого не доживём. Реальность вооружений Российской армии такова, что в неё по-прежнему не закупают вообще танки и бронетранспортёры. Боевые самолёты закупают по 2-4 в год (я проверил - по этому году расклад такой же), так что через 10 лет закупят 30 самолётов, из которых первые будут десятилетними :). Боевые корабли закупают во Франции, причём такого типа (вояжно-круизного), которые в Российской армии никогда не использовались и непонятно зачем нужны даже во Франции. Винтовки закупают в Австрии, элегантные броневики (в дополнение к частным Хаммерам) - в Италии. При этом всё это забивается трескучей болтовнёй про "доверьте выбор "профессионалам"" :). Всё время приходится напоминать этим "профессионалам" цитату, которую повторяет хороший певец Юрий Шевчук:"Профессионалы построили корабль "Титаник", а "любитель" Ной - построил Ноев Ковчег." Да и наша собсвенная история именно прошлого века не даёт оснований "полагаться на профессионалов" хоть в военном деле, хоть в экономическом: имея в виду и генераллисимуса-Сталина, и профессора-Гайдара, с великим менеджером Чубайсом.
Ну и эту статью лучше конечно принимать спокойней в том же юмористическом ключе. Особо насмешило, что США выделили на проект нового бомбера 10 млрд$, а наши аж 35 млрд $. :) Белый Дом и Капитолий при этой новости должны крепко призадуматься. :) Сразу скиснет и расстроится сенатор Джон Маккейн... :) Правда его тут же успокоят бывшие американские советники Чубайса:"в России всё равно 2/3 этой суммы на бомбардировщик украдут сразу. Вы думаете, они на какие деньги в Нью-Йорке по 100млн$ квартиры детям покупают? А оставшиеся 10-15 млрд уйдёт на разработку-патентование проекта бомбардировщика, который мы вывезем в США через "инновационный центр-Сколково" (зря что ли его Обама открывал), это и будет наш новый бомбардировщик, который бы запустим в производство на наши 10 млрд." Тут Маккейн перестанет расстраиваться.
Отдельно конечно, болтовня про "безперспективность модернизации" Ту-95, Ту-160. "Безперспективность" вызвана 2-мя причинами: тем, что производство обоих самолётов полностью уничтожено, 2) тем, что на модернизации старых хороших самолётов нельзя почти ничего украсть - раз самолёт хороший, то в результате он не может стать плохим, и ежу понятно - что все деньги за "модернизацию" просто украли. А "новый перспективный супернлайнер к 2035" году - тут необозримые перспективы воровства. Самые главное - кто сказал, что этот самолёт должен обязательно летать? Не вышло-не получилось, смежники подвели, слишком инновационная разработка. И так воровать можно ещё четверть века! :)
ОФФ сначала. Уважаемый Сергей, поскольку Вы вроде как спроблемами ядерной физики связаны гляньте на ветке по двигателестроению про NASA- вскую разработку.
АРМС-ТАСС. До принятия на вооружение Перспективного авиационного комплекса (ПАК) Дальней авиации (ДА) существующие стратегические бомбардировщики пройдут глубокую модернизацию. Об этом сообщил сегодня журналистам на пресс-конференции командующий ДА генерал-майор Анатолий Жихарев.
В настоящее время ДА идет по пути опережающей модернизации. Будут усовершенствованы такие самолеты, как Ту- 160 и Ту-22М3, на них установят новую авионику, средства связи, уточнил Жихарев.
По его словам, модернизация существующих самолетов будет производиться в процессе ремонта на авиаремонтных заводах. "Первый самолет уже модернизирован, уже происходит его испытание", - цитирует ИТАР-ТАСС командующего. Генерал-майор отметил, что этот процесс достаточно сложный, так как многие узлы бомбардировщика будут меняться на абсолютно новые, "что приведет к замене целых блоков".
"На данный момент все авиаремонтные заводы загружены полностью, - подчеркнул он. - Самолеты с ремонта будут выходить уже модернизированными".
http://www.arms-tass.su
Исходя из "трамвайных новостей" з-д им. Фрунзе под завязку загружен ремонтом движков по 2014 включительный, новых пока не делают :(
U235 пишет
А я бы копал в другом направлении…
Так и рассматриваются варианты на базе Ил-76. Правда, пока в инициативном порядке (в планы ГПВ пока не входят), но с участием МО. Этакая летающая батарея(20-30 3М-54 или 3М14). Для работы у себя дома по соседями (радиус около 2500-3000км у Ила) вполне достаточно. Другое дело, что это все же не стратег. А вот вопрос о последнем отнюдь не легче чем по авианосцам. Нужен ли он нам. Если нужен, то какой (тяжелый или средний, межконтинентальный или средней дальности, сверхзвуковой или дозвуковой). Самое главное определиться с концепцией его применения и не ошибиться как в свое время с Ту-160.
Seerndv пишет
это они о чём?!
А Вы как думаете? В последнее время наша журналистская братия так научилась в публикациях интервью вставлять свои пять копеек (попросту говоря, переходя на отсебятину), что не сразу и поймешь, где заканчиваются слова дающего интервью и начинается бред пишущего. Прошу прощения, но по-другому то, что написано (в том числе и последний «пассаж») не назовешь. Еще добавят мнение, каких то «экспертов», которые видят машину в 120 тонн весом способную на крейсере 2М с нагрузкой «делать» 8000км. Наверное, Туполевцы сами не знали, какое чудо сотворили. Ну, это еще ничего. Когда начинают писать что наши С-400 способны уничтожить ЕвроПРО…это уже диагноз.
«Если будет сверхзвуковой самолет, то он не заменит эти два самолета, если дозвуковой, то в чем-то теряем, зато этот самолет заменит сразу два самолета. Здесь ответов простых нет», – туманно сообщил по поводу ПАК ДА Поповкин
- - -
Ох не нравится мне такое заявление! ПАКДА должен прежде всего обеспечивать нанесение неприемлемого урона противнику!!! А уж потом обеспечивать комфортную перевозку генеральских задниц куда им вздумается. А тож вот те же МЧСовцы придумали кататься на Бе-200ЧС. Самолёты нам нужны для дела, а не генеральские задницы возить. Совсем мозги жиром заплыли.
Так что ПАКДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО СВЕРХЗВУКОВЫМ! Распустил Путин отморозков в лампасах.
Дмитрий, а почему так категорично - нужен только сверхзвуковой.
А я не совсем понимаю, почему не возобновить тему Ту-22М4. Один лётный экземпляр же был. И вообще вместо Ту-95 надо было купить у украины ВСЕ Ту-22М3. Ну какие к чёрту перспективы у Ту-95 в случае серьёзного конфликта. Другое дело, под рекомендации stars & stripes те бы и не продали. И на Ту 22М4 пересидеть переходной период до ПАК ДА, получив универсальный самоль вместо узкозаточенного Ту-95. Только под новый СНВ сожно ли оборудование дозаправки вернуть?
Seerndv пишет:
Ну какие к чёрту перспективы у Ту-95 в случае серьёзного конфликта.
=====
Это смотря с кем воевать и по каким целям их наводить. Впрочем как и Ту-22 с Ту-160.
Если воевать с папуасами, то можно и Ан-2 использовать. А если вероятный противник Китай или США, то лучше иметь современное оружие. А дозвуковой бомбардировщик можно и из Ан-124 сделать. Ту-95 тут не панацея.
Ту-22М тоже можно, но маловат он. Разве что на переходный период можно использовать. А для разведки нужно беспилотники делать. Но уже гиперзвуковые.
Вы еще забыли про «вындервафлю»))))))))))))
почему так категорично - нужен только сверхзвуковой
***
Разница в скорости в три раза между Ту-95 и Ту-160. По-моему вполне достаточно для категоричности. Посмотрите, как вражеская Википедия агитирует за Ту-95:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-160
Нарисовали для Ту-95 кучу несуществующих достоинств. А рабочий потолок Ту-160 не выделили как существенный. Зато нарисовали разницу в пользу Ту-95 в боевом радиусе и дальности.
Про летающий авианосец (он же летающая катюша, он же "вундервафля") я не забыл. Именно Ан-124 и предлагаю на его роль. Ту-95 маловат для современных задач. То есть "летающий авианосец" на базе Ан-124 и должен идти на замену Ту-95.
Ан-124 - принципиально не годится. Пока он заберётся на эшелон, война кончится.
27.12.2011 Жигалов Дмитрий пишет:
Разница в скорости в три раза между Ту-95 и Ту-160. По-моему вполне достаточно для категоричности.
****************
А Вы никогда не интересовались, сколько могут пролететь Ту-160 или B-1 на сверхзвуке? И зачем городили всё это поворотное крыло, если втрое быстрее Ту-95 они могут летать только на максимальной стреловидности?