Предлагается закрыть тему создания авиадвигателя НК-93
Тема: Предлагается закрыть тему создания авиадвигателя НК-93
Обсуждаем: Предлагается закрыть тему создания авиадвигателя НК-93 после проведения его летных испытаний, АвиаПорт.Ru, 14.01.2008
Дмитрию Жигалову: чисто конкретно - ремоторизация ИЛ прорабатывалась неоднократно. Вопрос упирается в экономику и политику. С одной стороны, накладно ( летает ведь), с другой - госденьги . Вот и логика последнего решения ( ПС90 вместо Бурлака) мне непонятна с точки зрения обещанной (!) дешевизны Бурлака, а понятна с точки зрения загрузки Перми ( я там лет ... надцадь назад был один раз). НК-93 к сожалению не вписывается в самолет ( видели на МАКС ЛЛ), слабоват по тяге, не сертифицирован , ну и экономика в армии - да не смешите.
Повторюсь , мое видение НК - для новых самолетов ( тот же МС21) , если сейчас начать, то при наличии денег ( что имеется) и менеджеров не тех, что на СНТК, к 2013 году двигатель со степенью двухконтурности 10-11, редуктором внутри и минимальным шумом был бы налицо, срок вполне реальный, учитывая наличие НК-93 и если науку не баловать освоением новых горизонтов ( железный закон - при начале реального проектирования не закладываться на новые материалы и другую константу трения воздуха).
Виктору...
Что-то не врубился. Если под ремоторизацией ИЛов подразумевается Ил-76, то для него ПС-90 - предел мечтаний...
Хотя цена этих четырех движков сравнима с ценой всего остального самолета, что являет собою мировой рекорд в удельном соотношении стоимостей...
Итак, чего - будем тешиться позиционированием на очередной рекорд, достойный Guiness Book?
Вопрос же ветки - НК-93, который еще в советское время позиционировался как развитие Ил-96 (но с весом 275 тонн) и, немного "одурев" - на Ту-204.
Хотя реально этот движок еще мечтали поставить на пресловутый Ил-106 грузоподъемностью 80-90 тонн, то есть на замену старенькому Ан-22.
Ежели по ситуации на текущий момент, то - НК-93 есть единственный удобоваримый для эксплуатации движок, который дает крейсерский расход на уровне 0.55-0.57 кг/кгс.час для М=0.75-0.78, что на 8-10% ниже существующего мирового уровня, независимо от того, нравится сие кому-то али нет...
Лейтенанту - вы сильно ошиблись и ухудшили заявленные и проверенные заводскими испытаниями параметрами - удельный расход 0,49 кг/кгс/час. А это не О,59 у ПС90 и его западных аналогов и даже не 0,54 у моторов большой тяги (Тренты). Это на 20% ниже мирового уровня в своем классе. А это более чем серьезно и для транспортников и для военных платформ.
Вот бы и узнать реальные данные по результатам испытаний. Согласен, что трогать Ил76 может и нецелесообразно. Но уж Ил96, а может и Ил-106, а может и Ан-170 (супермегаплатформа) - тут такой движок очень даже пришёлся бы к месту.
Сегодня ездил посмотреть на аэродром в связи с очередным вбросом информации http://www.avia.ru/news/?id=1215067732. Стоит Ил-76ЛЛ в ангаре, похоже никаких телодвижений.
"Завершение летных испытаний НК-93 запланировано на 2008 год, но пока испытания практически не ведутся в связи с очередной задержкой финансирования по программе развития гражданской авиатехники на период до 2015 года. Хотя деньги из госбюджета выделены, но договоры не заключены", - сказал собеседник агентства...." (В.Ливанов)
Вот уже и деньги есть, так в чем же дело?!
Обидно, что развитие проекта НК-93 тормозится бюрократией. Неужели настолько все стали видеть не дальше своего кармана?
Может я и вымирающий вид, но за державу обидно...
Жигалов Дмитрий, ИМХО развития проекта НК-93 тормозится техническими сложностями и дороговизной. В это мире, уважаемый, принцип, все чтчо выгодно сразу задействовано, работает. Поэтому сложности с НК-93 можно объяснить только этим а никак не бюрократией. Посмотрите на тот же SaM-146, нужен был, правительство сразу вложилось, при чем 50/50 вместе с французами
Вот-вот, именно с французами. А к "бурлаку" никаких французов нельзя на растояние пушечного выстрела подпускать, а уж боинга с эйрбасом подавно. Знаете-ли обидно будет если первыми с "бурлаками" полетят какие-нибудь В-777 и А-350...
P.S. При Сталине, вся команда испытателей и конструкторов, работала в шаражке (в лучшем случае), как враги народа.
Уважаемые форумчане, поскольку вопрос с закрытием Нк-93 оказался снова в центре внимания, ещё раз приведу эту информацию:
На МАКС-2007 сотрудники стенда СНЕКМА раздавали (правда очень недолго) рекламные проспекты, посвящённые "Европейской программе по созданию экологически чистых авиационных двигателей (VITAL)". Из проспекта следует, что эта программа направлена на снижение уровня шума и объёма выброса диоксида углерода авиадвигателями.
Начало программы 1 января 2005 г.
Бюджет программы составляет 90 млн. евро.
Срок действия программы 4 года (т.е. 2009 г).
52 участника в программе. От России партнёром программы является ЦИАМ.
http://www.ciam.ru/?SId=4&lang=RUS
Координатор программы - фирма "Снекма".
Исследования программы сосредоточены исключительно на холодной части двигателя.
Менеджер программы VITAL
Жан-Жак Корсиа (Jean-Jacques Korsia)
+33(0) 1 60 59 93 33
Цель программы:
- за счёт совершенствования холодного контура АД снизить шум на 6 дБ(за счёт уменьшения скорости вращения вентилятора), снизить выброс СО2 на 7 %.
- уменьшение расхода топлива до 0,85 (? на графике не написано в каких единицах) против сегодняшних 0,95 путём достижения степени двухконтурности 12 - 16.
Программа разделена на 7 технических подпрограмм, из которых:
№ 2 тестирует новые концептуальные модули вентиляторов и измеряет их аэро-акустику,
№ 4 занимается новыми материалами,
№ 5 оценивает новые концепции валов низкого давления (с пониженной скоростью вращения и повышенным крутящим моментом,
№ 7 оценивает возможности установки двигателя с сверхвысокой степенью двухконтурности под крылом.
В рамках программы рассматриваются 3 основные перспективные конструкции холодной части двигателя:
1. Классический турбовентиляторный двигатель с повышенной степенью двухконтурности.
2. Редукторный турбовентиляторный двигатель.
3. Турбовентиляторный двигатель с двумя вентиляторами, вращающимися в противоположном направлении.
С другой стороны:
"...СГНПП Труд сконструировало для ТВВД НК-93 вентилятор, в котором одна ступень вращается по часовой стрелке, а другая - против часовой стрелки. Каждая ступень приводится отдельным валом от планетарного редуктора с семью сателлитами, рассчитанного на передачу мощности 30 000 л.с.
Планетарный редуктор рассчитывается на ресурс 2000 ч, а межремонтный ресурс должен составлять 7500 ч. Пять опытных редукторов наработали во время испытаний 400 ч, а наивысшая наработка одного из редукторов - 200 ч. СГНПП Труд изготовил специальный стенд для проведения испытаний редукторов на выносливость. КПД и мощность, подводимая планетарным редуктором на ступени вентилятора, были определяющими факторами для выбора числа лопаток каждой ступени вентилятора ..."
Источник: http://www.airwar.ru/enc/engines/nk-93.html
Как нетрудно убедиться, конструкция холодной части Нк-93 относится к перспективной одновременно по пункту № 2 (редуктор) и по пункту № 3 (с двумя вентиляторами, вращающимися в противоположном направлении)программы VITAL!
"Философия":
- Может быть все эти упорные "закрытия" Нк-93 идут от реальной перспективности данного авиадвигателя? Просто, наверное, нашим злейшим научно-техническим и экономико-политическим "друзьям" надо любыми способами "подтянуться" до уровня Нк-93?
Есть ли другие точки зрения, уважаемые господа инженеры? Если есть, то аргументируйте!
to Quoondo
Андрей, если что-то кому-то конкретно выгодно, то это совсем не значит, что это эффективно (выгодно всей отрасли, стране в целом). В этом и есть основная проблема с выгодой. Другая сторона проблемы называется у нас коррупцией: не подмажешь - не поедешь. Вот Вы собрались идти на работу в гос. структуры. Явно потеряете в зарплате - а как будете "догоняться"?
Виктор пишет:
НК-93 к сожалению не вписывается в самолет ( видели на МАКС ЛЛ), слабоват по тяге, не сертифицирован , ну и экономика в армии - да не смешите.
1. На Ил 76 его и не собирались ставить.
2. Это чем он слабоват по тяге против ПС 90?
3. Экономика, не экономика - а радиус действия военных волновал ВСЕГДА.
Seerndv пишет: "радиус действия военных волновал ВСЕГДА". Очень верное замечание. Особенно в контексте так называемого ПАКФА. Хотя, если точнее разбираться, то ПАКДА.
интересная информация
http://www.vz.ru/society/2008/7/2/183175.html
"по мнению члена правления Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Виктора Ливанова"
Задумались о топливозаправщиках и командных пунктах.
"Создалось нетерпимое положение. Отсутствие танкеров в составе ВВС резко ограничит возможности дальней авиации и заведомо лишит части преимуществ перспективные тактические самолеты Су-34, Су-35 и ПАК ФА. В связи с туманными перспективами возобновления производства Ил-76, единственным кандидатом на роль воздушного заправщика остается единственный серийно выпускаемый в России широкофюзеляжный самолет Ил-96
...К 2020 году, когда на вооружение начнут поступать первые Су-35, в заметных количествах появятся фронтовые бомбардировщики Су-34 и начнутся испытания предсерийных истребителей 5-го поколения, на Воронежском авиазаводе предлагается построить от 20 до 40 Ил-96-400СЗ. Такой самолет будет вдвое эффективнее Ил-78, в 1,8 раза – Ил-78М и в 1,25 – самого массового в ВВС США самолета-заправщика KC-135R. Он будет лишь незначительно уступать KC-10A, но после модернизации Ил-96-400СЗ и установки двигателей НК-93 отставание будет преодолено. ...
При увеличении продолжительности полета за счет использования в качестве базы самолета следующего поколения Ил-196, боевые возможности российского воздушного КП сравняются с американским....
До 2015–2020 годов воронежский авиазавод может построить от двух до четырех воздушных пунктов управления на базе Ил-96-400Т или Ил-196".
Так что наконец-то стало доходить, в какой заднице находимся.
А экономика в армии - это первое дело. Поэтому это показала новейшая история. Затраты НАТО на сопровождение истребителями ТУ-95 должны превышать наши затраты на полеты ТУ-95. Иначе кранты. Не сейчас, так потом.
Хорошо хоть начали обсуждать тему. Да только командному пункту кроме хорошего планера и нового мотора ещё современная авионика нужна и ПО. Не говоря уж про собственно ситуационный центр, который нужно создать не по технологиям и методикам середины 20-го века.
Но если состыкуют Ил-96 с НК-93, то хоть заправщик хороший получится. Не говоря уж про гражданский вариант.
А уж сколько здесь про нашу авионику "хороших слов" сказали...
Seerndv
Взлетная тяга ПС90 и НК93 близка, а на крейсере НК недобирает ок 10% ( различие в степени двухконтурности).