Проект ПАКФА. Надежда или утопия
Тема: Проект ПАКФА. Надежда или утопия
А теперь снова вернемся собственно к теме ПАКФА, давайте уже определимся, нужен ли нам этот И5П или нет? будет ли он представлять собой некую базовую модель для последующего создания целого семейства авиационной техники? что-то вроде Су-27 и его производных Су-30, Су-33, Су-35, Су-37. Или же дальнейшее развитие получено не будет, а произойдет переход к БПЛА или еще чему-нибудь? А может и ударный БПЛА будет создан на основе Т-50. Высказывается мнение, что вертикальный взлет это неотъемлимый компонент ПАКФА, а не проще и эффективнее было бы создать И5П с традиционным взлетом, а потом уже учтя опыт этой разработки, получив навыки проектирования и конструирования принципиально новых самолетов, создать версию с вертикальным взлетом?
Евгению Друзину:
Что Вы об одном и том же - нужен или нет? Альтернативы все равно нет. По советским стандартам новое поколение уже было бы на вооружении.
СВВП создать на базе существующего самолета - такие примеры в истории авиации были, но до серии не доходили. С другой стороны серийный СВВП вообще редкая штука - Харриер да Як-38. Критики "летающих гробов" об этом должны помнить. Сегодня технологически ситуация другая: есть наработанный опыт, экономичные двигатели. Думаю, что возможность ВВП должна изначально закладываться при разработке семейства, иначе высоких характеристик достичь не удасться.
Вот и я к тому веду, но вот Дмитрий считает что ПАКФА для российских ВВС что седло корове, нужна нам суперплатформа которая везде и всегда летает и всех охраняет, а может я не правильно понял? А по поводу ВВП имелась в виду не дороботка серийной машины, а создание новой но с учетом технологий полученных на ПАКФА в частности систем вооружения, малозаметности и пр. Да и так ли нужен этот самый ВВП? Вещь конечно важная и ценная, но С авианосца можно взлетать и обычным способом, куда важнее и перспективнее способность совершать взлет и посадку на грунтовые аэродромы, вот что неоценимо в военное время. А ПАКФА БЫТЬ и, как верно замечено, ничего другого пока не предвидится. Пора бы уже поставить на этом большую жирную точку и перейти к обсуждению как же его создать, каким ему быть решать не нам, да и это уже решено, но вот участие Индии внесет свои коррективы, хотя вполне вероятно, что для своих ВВС мы уже определились с требованиями. А как сильно будет наш ПАКФА отличатся от того что хочет Индия это уже интересно
ничего другого пока не предвидится Не не предвидится, а не предвидели. И пока не собираются предвидеть. Ну да я больше дискутировать по этому вопросу не буду. Всё, что мне было интересно (спасибо генерал-лейтенанту), я узнал. :)
Дмитрий, а что конкретно Вам было интересно?
А Вы почему интересуетесь?
Просто мне интересно, какой вывод можно было сделать из этой дискуссии, хотя я подозреваю, что вы остались при своем мнении по этому вопросу, что вполне естесственно.
Все рассуждения по поводу перспектив я хотел бы сопроводить небольшим примечанием: все, что закладывается сегодня, будет действовать завтра. Сегодняшней политикой, выбором стратегии, тактики, вероятного противника и пр. мы готовим своим потомкам прокрустово ложе военной доктрины, изменить которое в одночасье невозможно. Мы делаем их заложниками наших амбиций и восприятия сиюминутной ситуации. И наша ошибка сегодня - это их проблемы завтра.
Вполне вероятно, что за основу будет взят проект, прежде всего экономический, требующий прибыли в опреденные сроки на определенных условиях, иначе адекватной финансовой поддержкой не обеспечиваемый, и в таком случае потребующий коррекции желаемых ТТД, т.е. пересмотра проекта не с точки зрения военной доктрины, а с точки зрения оборота средств.
Выходит, что все разговоры про ПАК ФА тут сродни клубу любителей фантастики.
Может все-таки сначала следует понять, кто и как собирается финансировать проект, а уж потом в рамки сметы пытаться оптимально впихнуть возможное,а?
Олег, а не будет ли ошибкой создавать истребитель с финансовой выгодой , но с низкой боевой эффективностью?
Евгений, для экспорта такая позиция вполне допустима. А вот для своей страны, конечно, неприемлема. А вывод такой - ПАКФА, конечно, нужен. Я ж отрицал его необходимость исключительно для посмотреть с другой колокольни.
Евгений, а есть ли альтренатива?
Реплики людей, которые знакомы с кухней, где пекут пироги с оборонной начинкой, дают повод задуматься над тем, что ставится во главу угла безопасности государства: чей-то бизнес или реальная необходимость и обоснованная доктрина?
Речь именно об этом, и не меня надо спрашивать об ошибочности тех или иных решений.
Если мы создадим И5П дешевым исходя из заранее недостаточной суммы финансирования, то грош цена такому И5П, получим машину которую ВВС не примет, и которая зарубежным заказчикам тоже нужна не будет, а для чего? Закупят F-35 как более эффективный, вот и получится полное отсутствие выгоды как не посмотри и кому не продавай. Так что сперва необходимо определиться с требованиями, а потом уже пробивать финансирование, иначе проект будет заранее обречен на неудачу, и альтернативы тут нет.
Да кто бы спорил? Безусловно, это - так.
Но, как уже говорилось, эффективность F-35 во многом зависит от работы в системе. И в отрыве от нее покупать такую, саму по себе дорогую, машину тоже невыгодно! Значит надо делать "модульную" конструкцию: ПИЛОТАЖНАЯ БАЗА, БРЭО и ОРУЖЕЙНАЯ, как минимум. И комбинировать их в зависимости от целей заказчика и стоимости контракта. Возможно ли это технически. Думаю, да, но дорого. А в стране до фига мест, куда надо вкладывать деньги для того, чтобы народ ощущал потребность что-либо свое защищать. А то ведь что охранять сейчас? Дачи на Рублевке, Газпром, салоны крутых тачек, модные бутики и гламурные вечеринки, а может "братков", контролирующих наркобизнес, проституцию или торговлю на рынках?
Пример декабристов, которые были "далеки от народа" ни о чем не говорит, а?
Вообще-то вопрос с И5П опять у нас упёрся в вопрос "экспорта безопасности" и в GPS. Если мы говорим, что F-35 будет экспортироваться вместе с информационными сервисами на основе GPS, то тогда нельзя отрывать вопрос о И5П от вопроса о ГЛОНАСС.
Верно, а никто и не отрывает.