Перспективы отечественного двигателестроения
Тема: Перспективы отечественного двигателестроения
Генеральный директор ЦИАМ Владимир Скибин Убеждён:
"Вектор движения вперед существует"
http://www.aviaport.ru/news/2008/12/25/163850.html
Можно сказать, что Центральному институту авиационного моторостроения везло на руководителей: они все были неисправимые оптимисты. И может быть, именно это и послужило причиной того, что во все годы потерь (для промышленности) институт работал. И хотя способы достижения этого у всех начальников последнего времени были существенно различными, общая цель одна - развитие отечественного авиационного двигателестроения. Хотя нюансы бывают всегда.
Дмитрий Александрович, а чем вызван Ваш комментарий по статье? У Вас тоже приступ оптимизма? Тогда поделитесь радостью, которая сподвигла Вас на создание темы. Или это просто социальная реклама альма-матер?
Скорее, несколько саркастическое отношение к оптимистам у меня. Вот, хочу послушать, что народ скажет.
Ежели желание будет.
Мне показалось ключевой фраза: "Поэтому объединительный процесс обязан быть, но он должен быть разумным, с четким видением задачи, должен проходить системно. Справимся с такой задачей - будет успех." То есть просто слить все активы в один холдинг ещё ничего не значит. Нужно видение задачи. А у кого есть такое видение? Пока только слив наблюдается...
Также согласен с автором, что "обеспечение инновационного развития отрасли должно осуществляться развитием как государственного, так и корпоративного научно-исследовательского звена". И сливать институты в одну лужу тоже не резон. Ими управлять нужно, а не сливать.
P&W , видимо отказался продолжить работу по двигательям, для Ми 38
Стоит ли ожидать появления россиского аналлога до начала за 2010 г. намеченого серииного производства ?
Очень хорошо конечно, что руководители уровня господина Скибина начинают ощущать, что ".....Система очень чуткая, надо только создать условия."
- И условия уже созданы ... для полного развала отрасли!
Тут как-то ознакомился с некоторыми НИРами по двигателестроению в общемаше (засвеченными в открытых источниках, оговорка в свете последних новаций в УК:).
Сложилось гнетущее чувство. Часть тем – откровенные ремейки-пустышки мощного советского задела. Помню даже отчеты, откуда что взялось. Часть тем – настолько откровенное прожектёрство, что просто нет слов! Когда ряд коллег отказался в них участвовать, несмотря на то, что платили “бригадные” в довесок к их скромным зарплатам – искренне их зауважал! Часть тем действительно прорывных, но они висят в воздухе, так как нет адекватных проработок по смежным проблемам и узлам. Возникло стойкое ощущение полного отсутствия хоть какой-то концепции развития у Заказчика. Только призрачные планы до 2015, 2020, 2025… . К тому же, дубляж по отдельным разработкам превышает все мыслимые границы.
Искренне надеюсь, что хоть в ЦИАМе с этим все в порядке.
Дм.Боеву.
Во-первых, поздравляю с наступающим.
Во-вторых, мое мнение известно - нет пока явной политической воли. Нужно дождаться, пока не проявится публично ОДК.
То, что в ОДК, в отличие от ОАК есть НТС - радует.
А пока - послушаем товарищей.
По теме выскажу ИМХО. Осталось три двигательных темы на вырост - ИП5, МС21 и вертолетное что-то. Третью тему отставлю, поскольку кол-во заказов не окупит затрат на разработку ( опять ИМХО).
ИП5 приплыл сегодня в результате к "Сатурну", который уже висит с новыми темами - САМ146, АИ55, где работать и работать ( в смысле закапывать и закапывать бюджет на Поле чудес). Как известно, 117С - реликт доводки АЛ31, где все, что можно , выбрано, и вход увеличен под Су-35 ( невзаимозаменяем с Су-27/30). Т.е. к ИП5 отношения не имеет. Главная для ИП5 высокотемпературная турбина делается на "Салюте", который заказа не получит. Что будет с турбиной - понятно. При этом под крышей "Сатурна" раскатали московский Люлько-Сатурн конструкторский коллектив и заменили его рыбинским, который много начинал, но ничего закончить не смог со времен РД36-51 ( сейчас армия новобранцев колдует над вышеуказанными , не самыми крутыми темами).Т.е. ИП5 будет с индийским двигателем ( шутка).
По МС21 в конкурсе зарубежные авторы и "Салют+Мотор Сич+Прогресс". Поскольку хозяин темы ( Иркут) желает своему детищу добра , мой новогодний прогноз - тендер выиграет РР. Опоздавших просят не беспокоиться. И в стороне, как госпрограмма, будет тихо плыть ПС-12 с универсальным ГГ, который как универсальный растворитель не во что наливать ( т.е. повторит печальную судьбу НК93 - на мой взгляд лучшей на сегодня мировой базы для магистральников с уникальными шумовыми характеристиками , но с модернизацией, степень двухконтурности поменьше, лопаток поменьше, температуру чуть погорячее). Здесь пермяки будут заканчивать с ПС90А2, больше ни на что у них сил и желания уже не будет.
Ну и ЦИАМ конечно не все растерял, но не он правит бал, вот такая штука. Поэтому будет повторение ОАК, когда двигательные лебедь, рак и щука попытаются найти консенсус. Вот такое кино, граждане!
Всех коллег поздравляю с наступающим Новым годом! Надеюсь, очередной кризис смоет наносное и, наконец, мы сможем заняться нужными и классными техническими продуктами.
Виктору:
Похоже. Но проблема не с коллективами, которые можно настроить на любую работу и даже кадры обучить.
Проблема с начальниками, которые ввиду полной технической и экономической безграмотности, ввиду того, что они продолжают жить в мире либеральных моделей и "рыночной" оценки ситуации (на уровне фрейдистских мечтаний). И еще - полное отсутствие общего кругозора хотя бы и культурного. Эти люди говорят убедительно и вроде бы правильно. Но повторюсь - у музыкантов есть понятие - "музыкант-разговорник". Они полагают, что завод и проектная организация - это телевизор, включаемый и выключаемый по команде свыше.
Ну и конечно воровство.
Так вот говорить могут, а руководить промышленностью не могут.
Вы повторяете, что всеми серьезными людьми на форуме говорено-переговорено - нужно делать редукторный турбовентилятор с меньшей чем у Нк93 степенью двухконтурности и соответственно менее нагруженным редуктором.
В военной области я не занимался бы борьбой за градус Кельвина с тем остервенением, с каким об этом говорят. Опыт сдирания американцами Р79 и установки его на F35 с проведением соответствующей технологической доводки говорит о том, что турбины вышли на потолок и дальше будет идти все сложнее.
В универсальный ГГ не верю - выйдет просто Г.
А то, что Д436 можно превратить в реальный двигатель на 12 тонн, добавив редуктор - почитайте нашу с Дм.Боевым и Лейтенантом переписку по этому двигателю на соответствующей ветке.
И никаких Ролс-Ройсов.
С уважением.
Привет и с Новым годом всех коллег!
Чтобы он начался как ласковый телёнок, продолжился дойной коровой и никаких коррид и боен в перспективе!
Владимира Семёновича - отдельно - ещё и с удачным переездом!
Мы уже говорили и не раз, что есть устойчивое впечатлени, что никакие работы с горячо любимыми забугорными компаниями всерьёз вестись не будут. Кроме парциальных - по отдельным элементам. Так что они могут быть только соисполнителями. Но не более того.
Выйти на стехиометрию по двигателю на самом деле, задача решаемая, хоть и тяжело. Проблема здесь вовсе не в материале. С "борьбой за градус" в своё время во всём мире было покончено в конце 80-х на уровне где-то 1760К, когда оказалось, что выше неудержимо образуются соединения азота. А его-то в воздухе 76 %, так что каждый двигатель превращается во что-то типа средства поражения. Для военной техники может оно и ничего, но всё же как-то сомнительно.
Ну, и последнее по теме: впечатление такое, что в начале 90-х, когда разваливалась система министерств, ЦИАМ оказался неспособным договориться с Чуйко, Толоконниковым, Дегтяренко и компанией, сумевшими сохранить в полном составе двигателестроительный главк МАПа со всеми связями и направлениями работ в виде ассоциации Союз авиационного двигателестроения (АССАД).
В результате, "центр притяжения" авиамоторостроителей сильно сместился из ЦИАМа в эту организацию. И обратно возвращался с большим трудом. До тех пор, пока не было объявлено о создании ОДК - и опять не с ЦИАМ в центре, хотя теперь уже и отчасти на его территории.
Это не оставляет особых сомнений в ведущий роли Института...
По-моему, для начала неплохо бы определить параметры тех моторов, которые действительно нужны авиации. Иначе можно создать очередной шедевр, который будет никому не нужен. Как НК-93.
Дмитрию Александровичу особое и отдельное поздравление и надеюсь с выходом нового номера Двигателя.
С пожеланием здоровья и долголетия его авторам.
Хочу напомнить в первую очередь Дм.Александровичу разговор в редакции с автором по ракете Н1 - одним из тех кому особого здоровья и долголетия. Такие старики - наша история и гордость и пользуюсь случаем лишний раз поблагодарить журнал Двигатель за то, что он отыскал и находит людей, дает им возможность рассказать о своем опыте. Чтобы помнили!
Объясню коллегам - разговор шел об двигателях Кузнецова для Н1 и об РД170. Была высказана мысль, что дальнейшее совершенствование двигателей, основанных на химическом топливе бессмысленно ввиду исчерпания энергетики самого топлива и потолка по материалам.
Если говорить о лопаточных машинах, то здесь та же картина - ресурсы совершенствования конструкции практически вышли на потолок. В рамках данного цикла (Карно) и топлива (керосин, газ) двигаться дальше особо некуда.
Ресурсы в оптимзации процесса (их тоже немного, почти 60 лет усилено оптимизировали), ресурсы в материалах. Некоторый прирост удельных характеристик может дать неохлаждаемая керамика - за счет уменьшения или исключения отбора воздуха на охлаждение лопаток. Но она хороша в стационарных машинах, а полномасштабного исследования по ее ресурсным характеристикам пока нет. Даст она вероятный рост удельных характеристик и по весу.
Но магистральным направлением развития газотурбинной техники станет технологическое. Технологию еще совершенствовать и совершенствовать, основные резервы в технологии. В этом смысле работа ЦИАМа должна двигаться именно в сторону технологии, тогда институт будет нужен промышленности.
Главный же упор в финансировании, по моему мнению, должен быть сделан в прикладные исследования по процессам горения, по трехмерному моделированию процессов в двигателе, но в первую очередь в материалы и перевооружение серийных заводов. И конечно в реорганизацию работы всех КБ в направлении внедрения методов трехмерного (или 4-мерного) с учетом ресурса во времени проектирования.
И в этом смысле без головного научного института, каковым является ЦИАМ, - никак.
А все игры вокруг КБ никакого отношения, как все это понимают, не имеют отношениям к самим моторам. Обсуждать эту тему неинтересно, поскольку деньги делим не мы.
Я бы концентрировался на тех вопросах, о которых написал выше. А что будут решать полуграмотные чиновники (не АССАД со стариками из моторостроительного главка, не вороватые и не очень вороватые директора серийных заводов) - загадка даже для самих чиновников. Но в разумность их решений я не очень-то верю.
И еще - писать об одном и том же и постоянно повторяться стало не так интересно. Хотя кто-то нас все таки читает.
Всех с Наступающим!
Приветствую и ещё раз с наступающим авторов, читателей и организаторов сайта!
Журнал "Двигатель" №6 за этот год у меня успели отпечатать, но не собрали пока - так что новый год он встретит всё-таки в типографии.
Там есть одна статья, написанная нами совместно с Вл. Ломазовым, так что - с почином его. Надеюсь на широкое развитие данной темы.
Этот номер журнала у нас в новом счёте (моём и этой редакции издании) 60-й. Это значит "Этим креслом мастер Гамбс...", что мы завершаем 10-й год издания нашего 102-летнего журнала. http://fotki.yandex.ru/users/Boeff/view/128138/
Так что поздравляю всех и с этим тоже: на вас, авторах и читателях, мы и держимся. И вроде бы держимся в правильном направлении.
Дм. Александровичу Боеву.
Вова, скажи тост!
Тост!
Проходи!
С Наступающим всех.
За моторы!