Проект ПАКФА. Надежда или утопия
Тема: Проект ПАКФА. Надежда или утопия
Алексей, без обид... Я это к тому, что в течение 10-15 лет будут меняться задачи, а значит - будут изменены и программы модернизации...
Алексей, вот я и говорю, что теперь для F-22 и F-35 долгая дорога доведения до ума. А на счет ударных возможностей по земле, так F-22 в начале никто и не планировал применять по земле. Рекламе верить надо не всецело. Вспомните, как F-15C рисовали обвешенного бомбами, в том числе и УАБ. А у пилотов даже «пробников» по земле не было, да и нечем. В местах дислокации F-15C боеприпасы «В-З» отсутствовали.
[img]http://s019.radikal.ru/i643/1204/7c/c1ebfd22cfc3.jpg[/img]
по вертикали кто смотрит, по горизонтали - на кого, есличо.
Нашим реформаторам можно успокоиться,в военно-авиационной области, перестать чесать себя везде где зудит - у их коллег-наставников в Пентагоне США в авиации вообще все реформы - провалились :):):)
**************************************************************************************
http://inosmi.ru/usa/20120501/191264544.html
Самолет, который ободрал Пентагон как липку
("Foreign Policy", США)
F-35 это бессмысленная трата времени и денег. Пора выбросить его в мусорный ящик
Уинслоу Уилер (Winslow Wheeler)
Истребитель Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II
Соединенные Штаты Америки вложили огромные деньги в единый ударный истребитель F-35, который его сторонники называют боевой машиной следующего (по их подсчетам, пятого) поколения, предназначенной для ведения воздушного боя и борьбы с наземными целями. Говорят, он почти невидим для радаров и сможет обеспечивать превосходство на любом поле боя будущего. Он придет на смену большей части истребителей, находящихся на вооружении ВВС, ВМС, корпуса морской пехоты США, а также как минимум девяти иностранных союзников Америки. И он будет находиться на вооружении следующие 55 лет. Однако не секрет, что данная программа, ставшая самой дорогой в американской истории, это настоящая катастрофа.
В этом месяце мы узнали, что Пентагон повысил стоимость F-35 еще на 289 миллионов долларов - и это лишь последнее увеличение расходов из длинной серии. Нам также сказали, что на этот самолет уйдет чудовищная доля из пентагоновской программы закупок вооружений, составляющая 38(!) процентов от общего объема. Это, если исходить из того, что больше никакого увеличения расходов на него не будет. Его многочисленные проблемы и недостатки общепризнанны, и доказательством тому являются требования к Пентагону о снижении расходов на программу F-35. Такие требования звучат со всех концов политического спектра. Их выдвигает член Палаты представителей демократ из Массачусетса Барни Фрэнк (Barney Frank), сенатор-республиканец Том Коберн (Tom Coburn) из Оклахомы, Национальная комиссия по бюджетной ответственности и реформам (National Commission on Fiscal Responsibility and Reform) президента Барака Обамы, а также гуру бюджетных вопросов, такие как бывший сенатор Пит Доменичи (Pete Domenici) и бывший директор бюджетного управления Конгресса и административно-бюджетного управления Элис Ривлин (Alice Rivlin).
Насколько все плохо? Анализ затрат на F-35, графика его создания и характеристики - а это самые важные критерии в любой программе Пентагона - показывает, что проблемы носят фундаментальный характер и постоянно увеличиваются.
Во-первых, стоимость. Это особенно важный фактор в условиях режима жесткой экономии в оборонном бюджете, как говорят политики. С точки зрения затрат F-35 это просто непозволительная роскошь. Хотя вначале говорили, что самолет будет недорогим, крупные увеличения сметной стоимости преследуют эту программу все последнее десятилетие. В прошлом году руководство Пентагона заявило Конгрессу, что закупочная цена на 2457 планируемых к приобретению машин увеличилась еще на 16 процентов - с 328,3 до 379,4 миллиарда долларов. Но беспокоиться не надо - они пообещали, что больше увеличений цены не будет.
И каков результат? В феврале цена увеличилась еще на четыре процента, дойдя до 395,7 миллиарда долларов. А в апреле было еще одно повышение. Но не надейтесь, что на этом рост издержек закончится. Программа испытаний проведена только на 20 процентов, о чем сообщает Главное контрольное управление США. А основные, самые сложные испытания еще впереди. В целом стоимость этой программы выросла на 75 процентов по сравнению с первоначальной оценкой от 2001 года в 226,5 миллиарда долларов. А ведь тогда планировали закупить больше самолетов - 2866!
Начальные испытания завершатся в 2019 году, но к тому времени будут построены сотни самолетов F-35. Сумма дополнительных затрат на модификации с целью устранения неизбежных в таких случаях недостатков неизвестна, но она несомненно превысит те 534 миллиона долларов, о которых знают уже сейчас на основании проведенных испытаний. Общая стоимость каждого самолета в рамках программы составляет в настоящее время 161 миллион долларов, но это лишь временный показатель. Очередного повышения ждите в начале 2013 года, когда новый раунд бюджетных ограничений обязательно нанесет свой удар по Пентагону, а F-35 получит пинок в виде сокращения количества закупаемых машин, что приведет к повышению стоимости единицы продукции.
И последнее замечание по затратам. F-35 на самом деле будет стоить во много раз больше указанной выше суммы в 395,7 миллиарда долларов. Дело в том, что сейчас в оценки включаются только расходы на закупку, а затраты по всему жизненному циклу, включая эксплуатацию и ремонт, не учитываются. А они на сегодня составляют 1,1 триллиона долларов. Итого получается полтора триллиона долларов, то есть, больше годового ВВП Испании. И это чрезвычайно оптимистичная оценка. Ее авторы исходят из того, что стоимость эксплуатации F-35 будет всего на 42 процента выше стоимости эксплуатации F-16. Однако F-35 этого намного более сложная машина. Единственный самолет пятого поколения - F-22, который изготавливает тот же производитель, в некоторых отношениях менее сложен, чем F-35. Но в 2010 году стоимость его эксплуатации в час была на 300 процентов больше, чем соответствующий показатель F-16. По самым консервативным оценкам, затраты на эксплуатацию и ремонт F-35 будут в два раза больше, чем у F-16.
И без того непозволительно высокая цена F-35 движется только в одном направлении - вверх.
F-35 не только дорог - он значительно отстает от графика. Вначале планировалось, что первая партия самолетов будет готова к принятию на вооружение в 2010 году. Затем было сказано, что первая партия поступит к 2012 году. Однако недавно военные заявили, что дата принятия на вооружение "не определена". Неофициально во время слушаний был предложен новый плановый срок - 2019 год. То есть, задержка составляет почти 10 лет.
Если бы у F-35 были блестящие летно-технические характеристики, то можно было бы смириться и с затратами, и с задержками. Но они далеко не блестящи. Даже если бы самолет соответствовал своим изначальным спецификациям, он все равно вызывал бы огромное разочарование. А он не соответствует. Из-за своей посредственности он является непозволительной роскошью, а поэтому такой самолет не нужен.
Я говорил об F-35 с авиационными экспертами и со специалистами по закупкам. Некоторые из них создавали великолепные и очень успешные самолеты, такие как F-16 и A-10, а другие на протяжении десятилетий работали в Пентагоне и лично наблюдали за ранней историей создания F-35. От них я узнал, что проблемы у этой машины прямо-таки на генном уровне.
Этот проект родился в конце 1980-х годов в недрах Управления перспективных исследований и разработок Министерства обороны (DARPA), которое незаслуженно пользуется репутацией дальновидного и новаторского ведомства. Он появился в виде предложения создать истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (так называемый STOVL), который к тому же должен был стать сверхзвуковым. Для этого нужна была такая конструкция корпуса и аэродинамических поверхностей, чтобы самолет был коротким как обрубок, одномоторным (какими бывают машины с укороченным взлетом и вертикальной посадкой), и одновременно обтекаемым, длинным и с огромным запасом мощности, что обычно дают два двигателя.
При Клинтоне Пентагон еще больше запутал и без того дискредитировавший себя проект F-35, добавив требование о том, что это должен быть многоцелевой самолет - истребитель и бомбардировщик одновременно. Для этого надо было искать более сложный компромисс между манёвренностью и малым весом и характеристиками фюзеляжа, который должен быть приспособлен под тяжелую бомбовую нагрузку. Клинтоновские руководители также добавили требование о малозаметности (технология "стелс"), для чего пришлось менять аэродинамическую форму и создавать требующее постоянного обслуживания покрытие, уменьшающее засветку на радаре. Конструкторы также добавили два отсека для оружия, решив спрятать от радаров ракеты и бомбы самолета. Это увеличило его постоянный вес и аэродинамическое сопротивление. Вдобавок к этому, они решили, что самолет должен быть многофункциональным, подходящим для разных видов вооруженных сил, таких как ВВС, морская пехота и ВМС. А у них были свои, весьма строгие требования. Поэтому понадобились новые компромиссные решения.
И наконец, во времена все той же клинтоновской администрации сторонники F-35 разработали "согласованную" и одновременную стратегию закупок. Это означало производство сотен машин, а также новые финансовые и политические обязательства, хотя результатов испытаний еще не было, и никто не знал, что им предстоит покупать.
Этот не обещающий ничего хорошего план уже привел к появлению множества проблем. А ведь 80 процентов летных испытаний еще предстоит пройти. Став виртуальным летающим пианино, F-35 не обладает маневренностью F-16 в воздушном бою, дальностью и полезной нагрузкой F-15E в режиме бомбометания, и он даже близко не стоит с А-10 при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам в функции штурмовика. Что еще хуже, он не сможет столь же часто, как они, совершать боевые вылеты, и что не менее важно, использоваться для учебных полетов. Дело в том, что из-за своей сложности он требует более длительного обслуживания, и коэффициент использования этой машины ниже. Наиболее похожий на F-35 самолет F-22, принятый в 2010 году на вооружение, мог находиться в воздухе в среднем всего по 15 часов в месяц. (В 2011 году он стоял на приколе почти пять месяцев, а летал еще меньше.)
Такую посредственность не удалось преодолеть характеристиками "пятого поколения" F-35, самой важной среди которых является его "малозаметность". Вопреки мнению многих, "малозаметность" это не невидимость для радаров - это ограничение дальности радиолокационного обнаружения для некоторых РЛС под некоторыми углами. Скажем иначе. Некоторые радиолокационные станции, даже из числа устаревших, видят самолеты "стелс" на довольно большом расстоянии, и даже слабые радары могут засечь F-35 под определенным углом. Наглядной демонстрацией этих недостатков стала война в Косово в 1999 году, когда антикварная советская РЛС и зенитно-ракетный комплекс 1960-х годов постройки сбили "невидимый" бомбардировщик F-117 и серьезно повредили еще один.
Итог таков: F-35 далеко не такое чудо, каким его пытаются представить некоторые. Это гигантская неудача на крыльях, а в некоторых отношениях даже шаг назад. Проблемы, касающиеся его конструкции, можно решить только в том случае, если начать все с чистого листа.
Настало время министру обороны Леону Панетте, видам вооруженных сил США и Конгрессу взглянуть правде в глаза и признать: F-35 это недопустимо дорогостоящая посредственность, и программу его строительства невозможно привести в порядок небольшими поправками и мерами по ограничению стоимости. С самолетом можно сделать только одно - выбросить его в мусорный ящик. ВВС США заслуживают гораздо лучшей машины, а налогоплательщики заслуживают менее дорогого самолета. Мусорный ящик ждет.
***********************************************************
Уинслоу Уилер - директор проекта военной реформы из Центра оборонной информации (Center for Defense Information). Он 31 год проработал на Капитолийском холме и в Главном контрольном управлении, занимаясь вопросами национальной безопасности. Уилер редактор антологии "The Pentagon Labyrinth: 10 Short Essays to Help You Through It" (Лабиринт Пентагона: 10 коротких эссе, которые помогут вам выбраться из него).
Если бы у F-35 были блестящие летно-технические характеристики, то можно было бы смириться и с затратами, и с задержками. Но они далеко не блестящи. Даже если бы самолет соответствовал своим изначальным спецификациям, он все равно вызывал бы огромное разочарование. А он не соответствует. Из-за своей посредственности он является непозволительной роскошью, а поэтому такой самолет не нужен.
===
Сегодня, спустя годы после запуска программы Ф-35 становится ясным какой это был , как говорят в пиндостане, эпик фэйл.
Однодвигательный самолёт 5-го поколения показал другим странам, как не надо делать.
У американцев был шанс на завоевание рынка, но они его упустили, пусть скажут спасибо DARPA.
В США был создан вухдвигательный самолёт YF-23, который проиграл тендер в своё время самолёту F-22/
Если-бы они не сдали в музей этот отличный самолёт фирмы Нортроп Грумман, а продолжили его развитие для рынка третьих стран, то уже сегодня он был в серии. Можеть лететь на сверхзвуке в бесфорсажном режиме двигателя.
Кстати, компоновка этого самолёта более удобна для использования на палубе авианосца (имеется в виду тормозной гак)
"В процессе демонстрационно-оценочных испытаний оба прототипа ╚Черной вдовы╩ до конца 1990 года налетали 65 часов в 50 полетах. Были достигнуты максимальное число М = 1,8 на высоте 15 240 м и крейсерское бесфорсажное число М = 1 ,6. Самолет показал прекрасные маневренные характеристики, превзойдя своего конкурента по устойчивости и управляемости на больших углах атаки и на сверхзвуке. После отказа ВВС от ╚Черной вдовы╩ программа была полностью свернута, несмотря на положительные оценки самолета мировой авиационной прессой и некоторыми представителями Пентагона. Выбор прототипа истребителя пятого поколения фирм ╚Локхид╩ и ╚Боинг╩ объясняется несколькими факторами: во-первых, консерватизмом мышления военных, всегда предпочитавших самолет, имеющий более привычный вид разного рода ╚футуризмам╩; во-вторых, финансовое положение фирмы ╚Локхид╩ было не в пример хуже, чем у ╚Нортрона╩, к моменту начала работ над ╚Вдовой╩ уже имевшего в своем портфеле весьма дорогостоящий контракт на разработку стратегического бомбардировщика В-2. И, наконец, в-третьих, ╚Вдова╩, как самолет с гораздо более высоким коэффициентом новизны, несмотря на свою очевидную перспективность, требовал на свою доработку до серии гораздо больших финансовых затрат. Оба опытных самолета после отказа от программы были переданы НАСА для исследований калибровки нагрузок. В настоящее время оба они находятся в авиационных музеях в летнопригодном состоянии."
http://www.airwar.ru/enc/fighter/yf23.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Northrop/McDonnell_Douglas_YF-23
http://www.1zoom.ru/big2/85/225680-Berserker.jpg
http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/.../YF_23_top_view.jpg
Вот это, имхо, правильный самолёт пятого поколения, с двумя двигателями, и воорожение может взять больше F-35.
Если-б они его взяли себе, в качестве основного, а F-22 в упрощенном варианте продавали союзникам, то еще заработали-бы на экспорте.
А так, F-35 пока атакует бюджет Пиндостана и его союзников, не принося им того, на что был расчитан.
Суперу... Вы побольше ВИКИ почитывайте... Еще и не то напишите...
Суперу... Вы побольше ВИКИ почитывайте... Еще и не то напишите...
===
Спасибо, Сергей, ваше мнение обязательно будет учтено.
Побольше ставьте точек между словами, от этого ваши глубокие лапиданые императивы выглядят многозначительно.
К большому сожалению, большеточие вряд ли пойдет Вам на пользу. Лучше бы получше предмет Вашего обсуждения изучили. Только не по ВИКИ. У меня была такая возможность...
Кстати, мне Вдова нравится гораздо больше, чем Хищник. Я о том самом конкурсе. Дьявол ведь всегда скрыт в мелочах. Не так ли? :)))
Кстати, мне Вдова нравится гораздо больше, чем Хищник.
===
Сергей, так и мне Вдова нравится больше. Я её даже себе на рабочий стол обоями поставил.
К сожалению не обладаю всей полнотой знаний по предмету, и был-бы вам благодарен, если-бы вы что-либо порекомендовали к прочтению.
Много было материалов по конкурсу в Технической информации ЦАГИ... Это, если брать открытые источники... Ну и материалы фирм были... Таскали с выставок разных... Тогда, в 90-м они достаточно много писали о программах. Посмотрю в архивах номера ТИ по этой тематике...
"... ВВС США отказались от идеи замены штурмовиков A-10 Thunderbolt II на перспективные истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и вертикальной посадкой...."
http://www.aviaport.ru/digest/2012/05/17/234593.html
Ну, естественно функционально заменить А-10 F-35 не сможет. Хотя бы по критерию эффективность-стоимость. И дело даже не в частоте вылетов.
Кстати, похоже я понял (оценил) базовую причину дефективности американского "супер"-истребителя Ф-22. Причина эта очень простая и потому абсолютно неустранимая. :) Так что Ф-22 можно спокойно списать в утиль, что скоро и будет сделано.
Не подвело тут чутьё опытного военного лётчика-истребителя сенатора ВПК Джона Маккейна:
из "Ф-22 - никакого толку не будет." :) Причина эта очень понятная и не-устранимая. Причина называется - "неустранимая перегрузка собственных вычислительных мощностей Ф-22". :)И точка. :) Ну типа, знаете - как на DVD - проигрывателе - иногда картинка "подвисает" - обычно в тех местах, где очень сложная картинка и сопровождающих её много звуков! :) И на компьютерах это наблюдается - когда запущено несколько сложных приложений. :) Точно тоже самое происходит с Ф-22 ! :) Именно потому они ничего не могут найти и не могут устранить! И не найдут, и не устранят ! :) Ф-22 можно спокойно списывать в утиль. :) Эти проблемы относятся к разряду неустранимых. :) Проще построить самолёт заново. :) Правда, только с непременным соблюдением одного старого принципа, который тут явно (при проектировании ф-22) был нарушен...Какого ? А вот не скажу... :) только в личном контакте...:) Пусть дальше мучаются в неизвестности, раз сами не догадались.:)
Хорошо бы, конечно, чтобы американский ВПК начал работать по принципам Сталинского ВПК :
за такие ошибки - должен же кто-то ответить! Так что - если б они хотели эффективности ВПК ВСША - то всю команду Ф-22 надо расстрелять!!! :) Ну и сенаторов, конечно, которые его проталкивали - за измену американской Родине
в форме вредительства. И с конфискацией чтобы полной. Ну там, кто поменьше виноват - на лесоповал на Аляску. :)
Отныне в хакерской среде США, в этом сообществе шизанутых компьютероманов, Ф-22 попадёт в категорию "кривой и глючный дивайс"! :) И это уже точно всё. :) Тут же будут соотвествующим образом переработаны все передовые графические игры-авиасимуляторы, типа наследников ф-19. Ф-22 там станет именно "кривым и глючным дивайсом", на котором можно летать не далее 100 км от аэродрома, не выше 5-6 км и не быстрее 500-700 км/м. На этот ф-22 в авиасимуляторе начнут принудительно списывать проштрафившися пилотов, за хулиганство или плохие результаты. :) А непременным атрибутом кабинного обзора Ф-22 станет открытая крышка ящика водки-"Столичная" в правом нижнем углу кабины. Это когда самолёт начинае выписывать фортели или травить пилота метаном. Последнее надёжное проверенное средство.:)
http://www.lenta.ru/news/2012/05/24/nanobulb/
Инженеры скрестили вакуумные лампы с транзисторами
Инженеры создали миниатюрные электронные радиолампы, сочетающие свойства вакуумных ламп и кремниевых транзисторов. Планируется, что они смогут стать основой быстрых и устойчивых к радиации вычислительных устройств. Работа опубликована в журнале Applied Physics Letters, ее краткое содержание приводит ScienceNow.
Для создания миниатюрных электронных ламп инженеры использовали традиционную технику производства транзисторов - фотолитографию. С ее помощью в кремнии создавали миниатюрные полости, на дне которых располагались эмиттер (катод, излучающий электроны) и коллектор (анод, собирающий электроны). Расстояние между ними составляло всего 150 нанометров. Сверху находилась база, управляющая током между эмиттером и коллектором. В классической лампе ей соответствует сетка.
Прибор работал в точности как классическая электронная лампа: при создании напряжения между катодом и анодом электроны устремлялись от первого ко второму с эффективностью, которая зависела от управляющего напряжения на базе. Напряжение между катодом и анодом, после которого начиналась эмиссия электронов, составляло около 10 вольт, что существенно больше, чем в обычных транзисторах. По словам экспертов, это пока является самым главным недостатком устройства.
По словам создателей, миниатюрная лампа смогла работать при частотах в 0,46 терагерц, что в 10 раз больше, чем максимальная частота лучших кремниевых транзисторов. Характерно, что для ее работы не потребовалось создавать в полости вакуум - лампа была настолько мала, что это делало крайне низкой вероятность встречи электрона с молекулой газа на пути между катодом и анодом.
Целью создания миниатюрных ламп является стремление инженеров обойти врожденные недостатки кремниевых транзисторов. Во-первых, они не могут работать на таких высоких частотах, на которых работают лампы. Это связано с тем, что подвижность электронов в кремнии ниже, чем в вакууме. Во-вторых, транзисторы менее устойчивы к радиации и ионизирующему излучению.
Если инженерам удастся создать эффективные и небольшие вычислительные устройства на основе ламп, то они окажутся полезны для астронавтов и военных, имеющих дело с радиацией. Кроме того, они могут стать компонентами приборов, работающих в терагерцовом диапазоне.
- да, для бортовой РЭА просто подарочек.