ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?

Тема: ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?

28.07.2017 Baikal57 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

...На базе НК-32 предполагается создание двигателя для ПАК ДА и нового двигателя для Ан-124 взамен производившегося на Украине Д-18Т. Кругом в Самаре волшебники, уложились в такие сроки, несмотря на выкручивание рук(денег) типа "Самара-металлист" и другая безденежная Самара...

28.07.2017 APZ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

leutenant: ...именно сей вот "демонстратор" и демонстрировался более 3 лет назад...
**********************************
И что же он продемонстрировал?

но сие не значит, шо в НК-32-02 не внедрены большая часть евонных "нововведений", кои и демонтрировали Борисову на "эталоне", что совершенно верно...
**********************************
То есть, это значит, что внедрены? :)

...так что напрасно уважаемому APZ'у в прошлую пятницу не спалось АЖ до третьих петухов:
**********************************
Ну, не всем же такое счастье - сидеть в служебном кабинете и за хорошее жалование гнать по форумам херню. :)

...таки "перекрючило"...
**********************************
"Чем кумушек считать трудиться..." (И.А.Крылов) :)

Ежели надо - будет и"на" одиннадцать.. ;)
**********************************
Ага - Борисов команду отдаст, и законы физики встанут во фрунт.

Кстати, ежели вы почитаете выложенную вами же табличку повнимательнее, то без труда обнаружите, что славные мотористы обещали снижение уд. расхода на "8,2-10,2%" только при М>0,95.
То есть на крейсерской скорости это будут (если будут) сущие крохи.

02.08.2017 leutenant пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

...гм...
...как там, перефразируя киноклассику диалога Штирлица с мужем радистки Кэт... дружище: "...становитесь брюзгой..."
...
...шо до приведенной мною стр.52, где записано "...суммарное улучшение топливной эффективности - ...8,2-10,2%..." ...то привязать сие к "цыфре" М>0,95 никак не могу... ибо:
- время нонче - лишь послеобеденное, а не предрассветною..
- совершенно трезв - на работе все же... в своем служебном кабинете, коий Вас так зацепил... ну, 30 лет беспорочной службы - не шутка-с...
...да и в "оригинале", знаете ли, приведенное "...>0,95..." касалось лишь перестройки регулятора средней температуры... да-с...
...
...чтоб уж закончить "за" уже ноне несекретные "экзерциции" 8-летней давности приведу страничку, кою по ошибке не выложил ранее:


...ну, будет "Ан-124-300" - вопрос "риториццкий"...
...а вот лицезреть, каков НК-32 серии 02 - ждать уж недолго...
...
...кстати, "там" запечатлен облик "трёхконтурной" версии НК-65 - двухконтурного газогенератора "от НК-32" с винтовентилятором СВ-92:
Винтовентиляторы класс тяги > 10000 кгс | Aerosila
...таки внушает... ага...
...две "железяки" из приведенных в ссылке трёх - как-то поминал:
Первый полет транспортного Ил-476 наметили на 2011 год / АвиаПорт.Конференция
...сия "связка" из СВ-92+НК-32 была неспроста - как-то поминал... давно уж:
АНТК им. Антонова проверили на средства / АвиаПорт.Конференция
...
...естественно, реально смотрелся другой НК-65 - явленный позже общественности аки ПД-30... но таки на базе газогенератора НК-32:




...ага...
...

02.08.2017 leutenant пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

гм...
...чевой-то "подцепился" огрызок таблицы контракта "за Ан-132" промеж "саудами" и "Антоновым" - исправляюсь:



...

02.08.2017 astoronny пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Хм, ни на одной из картинок "двухконтурного газогенератора" не нашел... В описаниях тоже.
И это правильно!
Ни одна из известных мне попыток создать двигатель с подобным гг успеха не принесла.
Быть может Вы хотели сказать "двухвальный"?

31.08.2017 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Замминистра обороны РФ проверил работу ПАО "Кузнецов" по контрактам с военным ведомством
28.07.2017 13:24 САМАРА. 28 ИЮЛЯ. ВОЛГА НЬЮС. Авторы: Павел ФИРСОВ Читали: 408

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов 27 июля провел в Самаре на ПАО "Кузнецов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) совещание по вопросам, связанным с контрактными обязательствами завода перед военным ведомством. Об этом сообщила пресс-служба ПАО "Кузнецов".


В совещании приняли участие замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров и генеральный директор АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) Александр Артюхов. Ключевыми вопросами для обсуждения стали ремонтная программа по силовым установкам для самолетов дальней авиации ВКС России и постановка на серийное производство двигателя НК-32 серии 02. Основным докладчиком выступил заместитель генерального директора АО "ОДК" - управляющий директор ПАО "Кузнецов" Сергей Павлинич.

Также в ходе рабочей поездки представители минобороны обсудили с руководством ОДК участие предприятий холдинга в программе вооружений и планы их технического перевооружения для того, чтобы без сбоев обеспечить все оборонные заказы до 2025 года.

Делегация посетила цех, где идет сборка установочной серии вновь изготовленных двигателей НК-32 серии 02, и заслушала доклады о ходе сборки и состоянии комплектации изделий. Делегация минобороны и минпромторга осмотрела испытательный стенд №1, где в конце 2016 года завершились строительно-монтажные работы. Здесь весь комплекс испытаний будут проходить как ремонтные изделия, так и новые серийные двигатели НК-32 серии 02. Представители минобороны оценили готовность стенда к проведению квалификационных испытаний новых изделий.

"В 2016 году основной упор в части модернизации и техперевооружения предприятия был сделан на реконструкцию стендовой базы. В настоящее время подписан акт ввода в эксплуатацию испытательного стенда №1", - пояснил Сергей Павлинич.

Работы на испытательном стенде №1 велись за счет средств, выделяемых по федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2011-2020 гг.". Реконструкцию авиационного испытательного стенда №9 ПАО "Кузнецов" провело за счет собственных средств.

"Выполнение контрактных обязательств "Кузнецовым" обеспечит своевременную поставку силовой установки для стратегического бомбардировщика Ту-160, который должен подняться в небо уже в первом квартале 2018 года. Мы сознаем, что восстановление производства такого двигателя, как НК-32 серии 02, - дело непростое. У предприятия были проблемы и с квалифицированными специалистами, и с оборудованием. Но сейчас практически все препятствия устранены и работы вошли в запланированный график", - отметил замминистра обороны РФ, подводя итоги рабочей поездки. По словам Юрия Борисова, сейчас завершается подготовка контракта на поставку двигателей НК-32 серии 02 на 2018, 2019 и 2020-й годы.

01.09.2017 andrey_che пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

02.08.2017 leutenant пишет: «…реально смотрелся другой НК-65 - явленный позже общественности аки ПД-30... но таки на базе газогенератора НК-32…»
.
- Говорят, что в результате остановились на двигателе ПД-35…:
.
«………….Мы пригласили китайцев к партнерству в создании двигателя. Поскольку время не ждёт, российская сторона приступила к работам над двигателем ПД-35. Есть решение российского руководства и "Объединенная двигателестроительная корпорация… уже приступила к работам по этому перспективному двигателю. Я думаю, что когда этот проект будет обретать очертания, китайские коллеги с радостью к нему присоединятся….
…………Этот двигатель, он нам самим нужен, поэтому в данном случае неважно, будет он совместным или мы сами его разработаем. Мы пригласили в рамках этого большого проекта китайцев…. Если это будет российско-китайский самолёт, и он будет летать на американском или британском двигателе, говорить о технологической независимости таких самолётов было бы большим преувеличением…………»
https://www.aex.ru/news/2017/8/31/174447/
.
- Лично мне «строительство» 30-тонника на базе уже существующего газогенератора НК-32 кажется технически более надёжным, быстрым (самое главное..) и финансово менее «напряжным» путём…
.
.
- По теме ПАК ДА опубликована очередная статья, поднимающая вопросы…:
.
«…В то время как на «Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова» полным ходом идёт сборка первого опытного образца глубоко модернизированного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2, руководство ПАО «Туполев» окончательно определилось со сроками выкатки первого лётного прототипа перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК ДА. В соответствии с заявлением, сделанным для информационного агентства «Интерфакс» генеральным директором компании Александром Конюховым, первый концепт малозаметного «стратега» будет собран уже к 2021 - 2022 году. Хорошо известно, что основным предназначением данных машин будет доставка перспективного малозаметного ракетного ВТО к рубежам пуска, расположенным в нескольких сотнях-тысячах километров от хорошо защищённых целей противника. При этом, максимальное внимание уделено повышению уровня скрытности новой машины, для обнаружения которой инфракрасными и радиолокационными средствами противника потребуется сближение на дистанцию не более 80 - 120 км.
С этой целью в конструкцию планера перспективного бомбардировщика будет внедрена широкая номенклатура композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий для снижения ЭПР, в то время как снижение инфракрасной сигнатуры будет достигнуто за счёт применения бесфорсажных турбореактивных двухконтурных двигателей с плоскими прямоугольными соплами, ориентированными в верхнюю полусферу (со стороны нижней полусферы ракетоносца сопла перекрыты хвостовыми несущими элементами, что заметно ограничивает дальность обнаружения «тёплого» реактивного потока двигателей посредством инфракрасных обзорно-прицельных комплексов, размещённых на вражеских истребителях и ЗРК). Выглядит всё это очень даже достойно, но схема планера «летающее крыло» и скорость в 850 - 980 км/ч навивает на крайне серьёзные размышления. В частности, дозвуковой маломаневренный стратегический бомбардировщик гораздо более уязвим для зенитных управляемых ракет большой дальности и дальнобойных УРВВ при их подлёте абсолютно с любой полусферы К примеру, уходящий (на скорости 1,4 - 1,7М) от ракеты-перхватчика Ту-160М2 имеет гораздо больше шансов уцелеть, нежели дозвуковой B-2A или ПАК ДА.
Отечественный перспективный ракетоносец, ровно как и «Spirit» или LRS-B, несмотря на ЭПР в 0,02 - 0,05 м2, совершенно нельзя назвать полностью невидимым в дециметровом и сантиметровом диапазонах волн: практически все современные бортовые и наземные РЛС работают по целям с такой РЛ-сигнатурой, но с 4-5-кратным ограничением по дальности, а поэтому от обстрела истребителями и ЗРК противника ПАК ДА не застрахован. Для полноценной компенсации низких скоростных возможностей ракетоносца было найдено очень оригинальное решение. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации будет вооружён ракетами класса «воздух-воздух» для самообороны от тактической авиации противника, о чём недавно заявил гендиректор АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов. О каких именно типах ракет воздушного боя идёт речь, компания пока не сообщает, и здесь может рассматриваться сразу 2 версии.
В соответствии с первой версией, малозаметный российский ракетоносец следующего поколения будет оснащаться несколькими управляемыми ракетами ближнего воздушного боя типа РВВ-МД (К-74М2) или Р-73РМД-2 с дальностью действия в переднюю полусферу - 40 км. Это даст возможность перехватывать истребительную авиацию противника, приблизившуюся к ПАК ДА на недопустимо близкое расстояние. Если же смотреть глубже, то во время выполнения дальних точечных ударов «Арчеры» (Р-73) не сделают для ПАК ДА абсолютно никакой погоды. Почему?
Если в районе рубежей пуска стратегических крылатых ракет Х-101/102 с борта ПАК ДА будет дежурить вражеский самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D или E-3G (в сопровождении эскадрильи F/A-18E/F или F-22A), то обнаружение произойдёт на дистанции 80 - 150 км (в зависимости от ЭПР, точный коэффициент которой ещё неизвестен). Даже в том случае, елси «Супер Хорнеты» не смогут обнаружить ПАК ДА посредством менее мощных БРЛС AN/APG-79, они получат целеуказание от более мощного радара «Хокая» и выполнят пуски УРВВ AIM-120D AMRAAM с максимально возможной дистанции в 150 км, не заходя в зону поражения Р-73, размещённых на нашем ракетоносце. Исход может быть печальным: медлительный дозвуковой ПАК ДА не сможет легко уйти от AIM-120D. Останется надеяться лишь на бортовой комплекс обороны машины, представленный продвинутой многодиапазонной станцией РЭБ, контейнером с дипольными отражателями и т.д. Но и в этом случае расчитывать на уход нельзя, поскольку современные модификации AMRAAMов оснащаются модернизированной активной радиолокационной головкой самонаведения, способной чётко «захватывать» источник излучения помех.
В соответствии же со второй версией, в комплекс управления вооружением ПАК ДА могут быть интегрированы ракеты класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности. Это могут быть как РВВ-БД (Р-37) с дальностью 300 км и скоростью полёта 6400 км/ч, так и РВВ-СД («Изделие 170-1») с дальностью 110 км и скоростью около 4500 км/ч. Важным качеством этих ракет является возможность перехвата как тактических истребителей противника, так и запущенных с их подвесок ракет класса «воздух-воздух» семейства AMRAAM. Возможностью борьбы с УРВВ противника обладают и Р-72РМД-2, но только в тот момент, пока выгорает твердотопливный заряд двигателя на разгонном участке траектории, ведь наведение выполняется посредством биспектральной инфракрасной ГСН МК-80 «Маяк». В ракетах РВВ-БД («Изделие 610М») и РВВ-СД («Изделие-170-1») навдение осуществляется посредством активных радиолокационных ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба» и 9Б-1103М-200ПА, которые «захватывают» радиолокационную сигнатуру ракет противника (не нуждаясь в тепловом излучении от факела двигателя), благодаря чему их уничтожение может выполняться на любом участке траектории полёта. Более того, максимальная скорость перехватываемых ракет противника для РВВ-БД доходит до 6М, для РВВ-СД - до 4М. Следующий вопрос: какие средства выдают целеуказание для РВВ-СД/БД по таки малоразмерным целям, как УРВВ противника.? В первую очередь, это современная система предупреждения об облучении, представленная аппаратным блоком и распределённой по планеру самолёта апертурой из нескольких пассивных антенн, фиксирующих облучение активными радиолокационными головками самонаведения ракет противника. Во-вторых, это и сам бортовой радар с активной ФАР, способный работать по таким сложным воздушным объектам на дальностях до нескольких десятков километров.
Что же касается возможностей ПАК ДА по дальнему воздушному противостоянию с атакующими современными тактическими истребителями противника, вооружёнными ракетами AIM-120D или MBDA «Meteor», - то здесь наблюдаем так называемый «переменный успех». СПО ракетоносца ПАК ДА может обнаружить и определить координаты излучения бортовых радаров «Рапторов» и «Лайтнингов» за 250 - 400 км, после чего по направлению может быть запущена РВВ-БД. Ничего более маневренного, чем «обвешанный» бомбами F-15E, данные ракеты уничтожить не смогут из-за ограничения по перегрузке перехватываемой цели в 7 - 8 ед.(при должной «энергетике» на середине траектории).
Что касается ракеты РВВ-СД, то здесь нет претензий к низким маневренным качествам, ведь за управление отвечают высокоэффективные решётчатые аэродинамические, способные функционировать при углах атаки до 40 градусов. Это позволяет ракете маневрировать с перегрузками до 45 ед., поражая цели, уходящие с 12-15-кратными перегрузками. Тем не менее, 110-километровая дальность «Изделия 170-1» не позволяет атаковать раньше, чем это могут сделать истребители противника, вооружённые AIM-120D и «Meteor». На этом фоне стоило бы вернуться к возрождению забытого проекта дальнобойной УРВВ с интегральным ракетно-прямоточным двигателем РВВ-АЕ-ПД («Изделие 180-ПД») с радиусом действия 160 - 180 км. Следующим важным моментом является размещение ракет класса «воздух-воздух». Наиболее вероятно, что это будут отдельные внутренние отсеки вооружения с более компактными и лёгкими створками, позволяющими своевременно запускать УРВВ по приближающимся средствам воздушного нападения. Подробности об этой конструктивной особенности будут обнародованы не ранее начала 20-х годов….»
ПАК ДА и ракеты воздушного боя. Неназванные детали самообороны перспективного ракетоносца » Военное обозрение

22.09.2017 Praporschik пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

"Это могут быть как РВВ-БД (Р-37) с дальностью 300 км и скоростью полёта 6400 км/ч..."
***
6 Махов???? На высотах "работы" ПАК ДА это будетЪ уже обтекание плазмой (хотя по понятия физики плазмы и "холодной"). И как в ЕНтих условиях будут работать АРЛ ГСН да радиокоррекция??

22.09.2017 Baikal57 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрей че
- Лично мне «строительство» 30-тонника на базе уже существующего газогенератора НК-32 кажется технически более надёжным, быстрым (самое главное..) и финансово менее «напряжным» путём…

Кое-как спаслись от миниатюрного "иновационного" редуктора на Д-27 (из-за него могли на весь мир оконфузиться с Ан-70), опять нас тянет на "рискуем и пьем шампанское" ПД-30 с редуктором. ЦИАМовский разработанный редуктор более-менее надежен будет только для ПД-18Р(преднамеренно перетяжеленный), а так он нафиг не нужен, страшно.

Вчера Д.Мантуров в Китае отметил, проект ПД-35 идёт в соответствии с запланированным графиком: начало испытаний двигателя намечено на 2022 год, а сертификация - на 2027 год.
До 2030г. все Ан-124 будут летать с НК-23Д и ждать им НЕ ЧЕ ГО. Бывший Главком ВВС В.Бондарев молодец, что четыре
года назад принял решение по нему в Самаре.
ПАКДА научится со НК-23Д и потом и "посмотрим".

01.10.2017 leutenant пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Вона как...
...
...порадовался в конце зимы за Шайковку:
ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты? / АвиаПорт.Конференция
...
...да вот начало осени именно там и огорчило - "разложили" на прерванном взлете Ту-22М3:
Авария бомбардировщика Ту-22М3 в Шайковке: dambiev
...одна радость - не убился никто:


...и, конечно, ни одна камера не засняла любимую операцию всех технарей - опорожнение спиртового бачка "Криптона" - коя осуществляется 10-метровой "кишкой" через компенсационный бачок в законцовке киля...
...жаль лайнер - пошел на списание... а ведь - каков красавец-то был:

...
...тут попался интересный материал - ТОЖЕ за "бомбёр"... в некоторм роде "предшествующий" - Ил-28:
Текст книги Небо начинается со взлёта - Игорь Захаров — Ridero
...нельзя, понимаешь, НЕ процитировать сочные впечатления молодого (тогда) летчика:
...
"...ИЛ - ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ — САМЫЙ ЛУЧШИЙ САМОЛЕТ!

___Эта фраза поется протяжно, на мелодию похоронного марша.
___На самом деле, Илуха был самолет уникальный и обойти его ни с какой стороны я не могу. Во-первых, он был трехместным. Раньше ты сидел в кабине один, всё смекал и делал сам, а теперь ты — командир экипажа! Впереди, в носу самолета — штурман, сзади — воздушный стрелок-радист, ВСР, «глаз на жопе командира».
___Сделан самолет был крепко, всё было большое и толстое. Колеса громадные, как на грузовике. Ручка открытия фонаря кабины пилота изнутри была полной копией ручки от мясорубки. Ручка аварийного выпуска шасси — это маленький ломик красного цвета, лежащий на полу кабины слева от пилотского кресла. В кабине летчика, как в автобусе, стоял маленький вентилятор. Из-под приборной доски высовывалась гофрированная трубка от противогаза, на конце которой укреплен раструб, как у пиратского пистолета — обдув наружным воздухом. Так вот, берешь этот раструб, и в штаны, за пояс суешь. До 2,5 км, пока клапан не закроет подачу воздуха снаружи, яйца обдувает. Потом только вентилятор обдувает лицо горячим воздухом кабины.
___Ил был высок ростом, в кабину лазили по узенькой стремянке. Та плохо стояла, особенно на заснеженном, ледяном бетоне. Частенько техник, забравшись наверх открыть кабину, съезжал вместе со стремянкой на бетон. Причем, если он успевал схватиться за обрез кабины рукой, то падающий тяжеленный иловский фонарь так ударял по пальцам, что техник Бокарев ходил с уже отрубленным мизинцем. Правило было такое — один лезет вверх — второй внизу держит стремянку двумя руками, и ногой наступает на нижнюю ступеньку.
___Люки бомбоотсеков нельзя было сразу открыть. Они управлялись давлением воз-духа в 50 атм. И, во избежание удара перед закрытием — открытием люков, на земле надо было подать из кабины команду — «от люков!» И получив снизу ответ — «есть от люков!» сначала дать противодавление, а потом открыть или закрыть люки Кромки люков были острые, в толщину листа дюраля, и могли полено перекусить. И мы, желая напугать какого-нибудь вредного техника, улучали момент и после его команды «От люков!» выскакивали из-за соседнего самолета и быстро совали в закрывающиеся люки пару коричневых технических пимов. Их там зажимало в разном положении. Техник потом спускался вниз, ничего не подозревая, и вдруг видел чьи-то ноги, зажатые створками! Сначала шок, а по-том лихорадочное метание по стоянке в поисках шутников. В Бердянске особо лихие пилоты снижались над плавнями с открытым люком, по-том закрывали его и привозили на стоянку камыши. Сам не видел, только слышал такую байку.
___Был в нашей АЭ штурман Алмазов. Низенький, кряжистый, сильный физически. Пришел перед полетом на самолет, стоит в люке, осматривает бомбовое вооружение пе-ред полетом. Тут раздается шипение воздуха (техник в кабине без команды подал противодавление перед закрытием люков). Алмазов мгновенно прыгает вверх, пытается ухватиться за что-нибудь в люке, у него это не получается, срывается вниз, падает на бетонку, а люки схлопываются над самой головой. Пронесло его или нет?
___Был у нас один особо любимый борт — бывший разведчик, или ПэПэшка, уже не помню. У него вместо бомболюков был довольно вместительный отсек, в котором уже не было никакой аппаратуры. И мы набивались на парковом дне в этот отсек, менее везучие товарищи закрывали люк снаружи, и мы спали там, пока нас не спохватывались и не начинали искать для очередных каких-нибудь работ — мытья стоек керосином, зачехления — расчехления.
___Иногда, чтобы не вызывать АПА для буксировки, которое вечно было занято, мы Илуху просто толкали по бетону вручную, несмотря на его внушительный вес. Рекорд — два человека забирались в ниши шасси, раскачивали, а потом и страгивали самолет весом в 16 тонн!
___Летом в кабине Ила температура, пока он стоял на открытой стоянке, поднималась до 70-ти градусов! Лично видел такую на «Термометре температуры воздуха внутри кабины», который стоял на правой панели, почти под локтем летчика. А в Славгороде вообще можно было яйцо зажарить на обшивке!
___Зимой колотун стоял в кабине такой, что от дыхания на фонаре изнутри намерзал иней, и ничего не было видно за бортом. Первым делом, перед началом полетов мы извели все свои пластмассовые навигационные треугольники, из которых, по указанию инструкторов, сделали скребки и в воздухе соскребали ими иней со стекол. Руки мерзли даже в зимних перчатках, и приходилось просить инструктора подержать управление, пока ты отогревал по очереди руки, сняв перчатки и засунув руки в унты.
___При полете на одном двигателе усилия на педали были такие, что, минут через пять держания педали в упоре, нога начинала трястись и ослабевать. Шеф орет по СПУ — «Держи, сука!» «Не могу больше!»
___РУДы были тяжелые, а на спарках, за счет двойной проводки через все узлы герметизации передней и задней кабин, вообще тяжеленные. Достаточно сказать, что на ладонях перчатки до дыр протирались, а на посадке на некоторых спарках РУДы надо было убирать на МГ поочередно, двумя руками, бросив штурвал на короткое время!
___Закрылки выпускались не в фиксированные положения, а, сколько держишь тумблер их выпуска, столько они и выходят. Надо было внимательно следить за стрелкой выпуска, особенно, при выпуске на 20 градусов, потому, что частенько промахивали больше. Шеф орет, убираешь опять, промахиваешь, опять назад! При этом надо было не упускать из виду вариометр и держать ГП, одновременно откручивать штурвальчик руля высоты на себя, а там тоже не было фиксированного положения, и также перекручивали, либо недокручивали его. Самолет же при этом совершал сложное двойное движение: от выпуска закрылков он опускал нос вниз и тебе надо было не перевести его на снижение при этом, а от возрастающей от выпуска закрылков подъемной силы он вспухал вверх, и тебе надо было не дать перейти ему в набор высоты!
___При этом ты слушал всё, что думает про тебя инструктор в передней кабине, докладывал РП, отвечал и на его команды. А кнопки СПУ отдельной не было. За штурвалом, в нижней части приборной доски стоял блочок СПУ-5, где надо было «пакетным галетником» постоянно переключать из положения «СПУ» в «Радио», в «АРК» и назад. Над дальним приводом доложишь РП о готовности к посадке по «Радио», шеф тебе что-то орет, переключаешь на «СПУ», в это время РП правит тебя на глиссаде, ты ему отвечаешь, а переключатель стоит в «СПУ», РП не дозовется, переходишь опять на «Радио», потом опять на шефа. А самолет летит, колеса катятся!
___(На Иле была самый тошнотворно пахнущий герметик!)
___Летом движок запускаешь, стоп-кран откроешь и начинаешь ловить им обороты, чтобы движок и не запомпажировал, и, одновременно, не прервал запуск. Движок фурчит — приберешь стоп-кран, потом опять вперед, подкинешь керосину в топку, разгонишь ро-тор чуть-чуть, опять приберешь. И так вытаскиваешь его на МГ потихоньку.
___Кран шасси после уборки или выпуска колес задвигался мощной, толстой пластиной металла, похожей на амбарную задвижку. Были случаи, в том числе и у нас на курсе, что, забыв убрать эту задвижку, просто отламывали кран, стремясь убрать-выпустить шасси.
___Между кабиной летчика и штурмана было сообщение в виде маленького, аккуратного круглого пенальчика. Это была пневмопочта. Пневматикой там и не пахло, вытаскиваешь на себя пенальчик, кладешь туда конфетку, задвигаешь в сторону штурманской кабины и так «почту» и посылаешь. Придумали его на случай, если СПУ откажет или самолет обеспечится, для связи со штурманом методом написания записочек!
___Вместо привычного уже для нас АГД стоял АГБ, который при крене вертелся со-всем в другую, чем АГД, сторону. Компас ДГМК и АРК были разнесены по двум разным указателям и их стрелки тоже вертелись не так, как на ГИКе.
___Баки Ила были разделены на две группы, вырабатывались с разной скоростью и мы специально заучивали наизусть и сдавали зачет по порядку перекачки топлива из бака в бак. Например, — «В передней группе 1800 литров топлива. В задней в это время должно быть столько. Перекачиваю из передней группы в заднюю столько.» И так по всем остаткам топлива. Качала все это дело бензопомпа перекачки БПК, она включалась тумблером под левой рукой лётчика, рядом лампочка желтая, мигающая во время перекачки. Докладываешь штурману — перекачку включил, а он тебе в ответ — секундомер включен! Контроль еще и по времени шел. И все равно, часто забывали вовремя ее выключить. Летишь, чувствуешь, что самолет начинает в воздухе на хвост валиться, всё — перекачку не выключил, это точно. А Валерка Щеглов однажды так и сел с включенной перекачкой. Мы увидели это, бросились к рулежке наперехват. А топливо хлещет из-под крышки заднего бака! Пока домаячились ему, всю рулежку улил керосином!. Читаю сейчас все эти мороки с Илом — КАК мы летали на них?
___При всем при этом, нам, молоденьким пацанам, надо было в первую очередь не летать научиться на этой скракле, а РУЛИТЬ! Так и получалось, что, уже летая самостоятельно, рулили мы на Иле по рулежке — как бык поссал. Тормоза были камерные воздушные, а управлялись гидравликой, причем она подводилась прямо к педалькам тормозов в кабину летчика с давлением аж 15 атмосфер! Координация при торможении требовалась фантастическая! Даёшь ногу на разворот, а вместе с педалью вперёд уходит и педалька тормоза, стоящая на педали поворота. И надо было согласовать и величину дачи ноги, и силу нажатия на тормозную педальку, чтобы вписаться в нужную траекторию, или выдержать прямолинейность руления. Причём, срабатывали тормоза с замедлением, что тоже не способствовало прямизне руления. Ил научил нас думать и ногами в том числе.
___Ил-28 — самолёт немаленький. Поэтому продолжаю.
___Педали руля направления, на которых стояли педальки тормозов, были узенькие, а по зиме нам на унты выдавали надевать еще и огромные резиновые калоши. Калоши и так спадывали частенько, например, когда в «Урал» забираешься при отъезде на полёты. А тут — дал педаль вперед, потом назад потянул ногу — калоша снялась с унта и застряла в педали! Шеф орет по СПУ, а педали не дает калоша повернуть! Остановишься и, согнувшись в три погибели, выцарапываешь ее из-под педалей, и смех и грех!
___Шеф мой, Крайников Владимир Дмитриевич, стал сразу возить Мамочку и Саню Кирсанова. А я стал «вечным дежурным по старту», как слетал первого апреля в ознакомительный полет, так на полмесяца как от ворожила бабка от полетов!
___Вот как-то раз тащусь по рулежке на СКП. В одной руке — чайник с остывшим чаем. В другой — ящик с едой для стартовой смены. Настроение — швах. Тут навстречу мне по рулежке летит, звенит Илуха. Куда деваться, надо уступать дорогу. Сошел в апрель-скую снеговую лужу на грунт, шлепаю сапожищами по слякоти, спотыкаюсь. Илуха пролетает мимо, гляжу — а это наш борт, в кабине — Саня Кирсанов, а шеф, как меня увидел, скривился, отвернулся. Наверное, жалкая была картинка с моим участием. Запланировал на следующую смену.
___На других типах самолетов тормоза управляются гашеткой на ручке управления, а на Иле — ногами. Из-за этого у старых летчиков — иловцев выработался устойчивый навык разбивать только что купленные автомобили. Например, надо влево повернуть, а, вместо поворота руля, нога нажимает левую педаль. Это еще хорошо, там сцепление. А тот же замкомэска Бахарев загонял в гараж только что купленную машину, надо было вправо повернуть, он и нажал правую педаль. А там оказался газ! В результате встречи с косяком двери фара приказала долго жить.
___Ила я освоил хорошо. С полетов приехал с характеристикой, в которой было написано — летную практику освоил на отлично. Рекомендован к полетам на сверхзвуковом самолете..." - конец цитаты...
...

...ну а по прошествии уж более 40 лет опосля писанных выше событий - жизнь таки идет:
ПАО «Туполев» успешно выполнило очередную модернизацию авиационных комплексов Дальней авиации — Туполев
...
...за 1-й Ту-160М2 пока промолчу... весной-весной - не раньше...
...

01.10.2017 Пётр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

17:58 leutenant пишет:
...тут попался интересный материал - ТОЖЕ за "бомбёр"... в некоторм роде "предшествующий" - Ил-28:
Текст книги Небо начинается со взлёта - Игорь Захаров — Ridero
***************
Огромное спасибо! История создания Ил-28 описана многожды разными авторами, а вот по истории эксплуатации информацию приходится собирать по крохам.

05.10.2017 leutenant пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Петру...
...всегда-пожалуйста...
...
...а разбившийся лайнер - таки ишшо раз помяну... красота-то какая:


..бьыла...
...
...но - ишшо живет... и "расширяется":
http://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=463457
...таки НЕ ЗРЯ на прошлой неделе "напрягался"... да-с...
...
...а вообще - "стратегам" таки ЕСТЬ "куда рость"... ага:
B-52 пробудут на вооружении до 2040 года » Военное обозрение
...

06.10.2017 Посторонним В пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

leutenant пишет:
красота-то какая
...а вообще - "стратегам" таки ЕСТЬ "куда рость"...


А ка Вы считаете - есть перспектива дальнейшей модернизации 22-х с ремоторизацией на вариант НК-32-2?
Пробегала же инфа про работы над -М4 с 32-м ещё в СССР.

06.10.2017 leutenant пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Перспектива - однозначно есь...
...пока и планы есть:
АНТК им. Антонова проверили на средства / АвиаПорт.Конференция
ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты? / АвиаПорт.Конференция
...полагаю, что НЕ изменятся - иначе чего б "тушке" залетать на Угольный..?
...

06.10.2017 Посторонним В пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

leutenant пишет:
Перспектива - однозначно есь...
...пока и планы есть


Спасибо. Будем ждать М4-бис. :)

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.